Тюменский
Государственный
Институт
КультурЫ

 
19 сен

в этот день:

  • в 1887 году родилась Вера Пашенная, русская актриса театра, педагог

все события

Знаковым для вуза стал 2006 г., пятнадцатый год его развития. Коллектив вуза избрал ректором доктора исторических наук, профессора Евгения Борисовича Заболотного (13.04.1955, г. Тюмень).

В декабре 2006 г. вуз прошел комплексную оценку деятельности. К моменту аттестации на 01.10.2006 г. общее число студентов по всем формам обучения составило 1942 чел, в том числе по очной форме обучения 832 человек, по заочной форме – 1110 человек. Учебный процесс в институте осуществлялся на трех факультетах, в составе которых действовало 18 кафедр. В вузе сложилась система управления учебной, научной, воспитательной и творческой работой, предусматривающая применение административных (ректорат, учебный отдел, деканаты) и общественных форм управления. Эта система позволяла формировать программы совершенствования качества подготовки и контроля на всех уровнях реализации образовательных программ, обеспечивала взаимодействие структурных подразделений и руководство ими со стороны ректората. В 2005/06 учебном году в институте работали государственные аттестационные комиссии по десяти специальностям, одному направлению подготовки и одной дополнительной к высшему профессиональному образованию квалификации («Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»).

По результатам комплексной проверки в феврале 2007 г. Аккредитационная коллегия присвоила вузу статус академии. Тюменский государственный институт искусств и культуры был преобразован в Тюменскую государственную академию культуры и искусств (ТГАКИ). Для повышения эффективности учебно-методической и научно-исследовательской работы, а также творческой деятельности в вузе под руководством ректора Е.Б. Заболотного были осуществлены серьезные конструктивные преобразования. На базе библиотечно-информационного факультета был образован факультет информатики и социальных коммуникаций. На базе части кафедр факультета культурологии и художественного творчества был создан факультет управления и сервиса. Факультет искусства и народного художественного творчества был образован в результате реорганизации музыкально-педагогического факультета и части кафедр факультета культурологии и художественного творчества. В дальнейшем на фундаменте этих трех факультетов, а также Центра дополнительного образования были организованы в составе Академии четыре института, выполняющие учебные, научные и административные функции.

В Институте сервиса и социально-информационных коммуникаций, который возглавил доктор социологических наук, профессор Е. М. Акулич, действовало 6 кафедр. На кафедре библиотечно-информационной деятельности осуществлялась подготовка менеджеров, референтов-аналитиков, технологов автоматизированных информационных ресурсов, библиотекарей-библиографов, преподавателей. Кафедра информатики и информационных технологий готовила специалистов по прикладной информатике. Действовали кафедры культурологии, а также экономики и права. Наибольшее количество студентов выпускалось кафедрой социально-культурной деятельности и кафедрой туризма и гостиничного бизнеса. Преподаватели Института сервиса и социально-информационных коммуникаций тесно сотрудничали с департаментом стратегического развития Правительства Тюменской области по развитию сферы туризма в Тюменском регионе. 

Институт искусства и народного художественного творчества возглавила кандидат искусствоведения, доцент Л.В. Демина. В Институте искусства и народного художественного творчества велась подготовка по специальностям «Народное художественное творчество» (по специализациям: спортивный и эстрадный танец, народный танец, режиссура самодеятельного театрального коллектива), «Режиссура массовых праздников и представлений». Кафедры хорового дирижирования, оркестрового дирижирования и народных инструментов, фортепиано, педагогики и методики художественного образования осуществляли подготовку студентов по образовательным программам: инструментальное исполнительство (фортепиано); дирижирование академическим хором; народное художественное творчество (с квалификацией: художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива); музыкальное образование (учитель музыки) со специализациями «Сольное пение», «Организация музыкально-эстетической деятельности». Яркую концертную деятельность на тот момент ведет педагог И. Н. Бибеева – хормейстер академического хора вуза, певица (драматическое сопрано). Каждое выступление И. Н. Бибеевой на концертной эстраде – событие для любителей музыки. С 1994 г. концерты Ирины Бибеевой проходят в Тюмени и Тюменской области, Калмыкии, Франции, Италии; гастрольные выступления в Югославии, Германии, Америке, Испании. В. В. Багрова – концертный исполнитель (фортепиано), отличающийся высоким мастерством, незаурядный интерпретатор произведений И. С. Баха, Г. Генделя, И. Гайдна, Л. Бетховена, Р. Шумана, С. Рахманинова, С. Прокофьева и других композиторов. Доцент кафедры ОДНИ С. В. Трифонов – дипломант Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах (домра, мандолина) включает в программы концертов сложнейшие сочинения для домры и мандолины.

В Институте изобразительных искусств и дизайна (дата основания 2008 год), который возглавила доктор культурологии, профессор В.И. Семенова, подготовка осуществлялась на 3-х кафедрах. Кафедра истории, искусствоведения и музейного дела вела подготовку специалистов по образовательной программе «Музейное дело и охрана памятников», а также по искусствоведению. Успешно работали кафедра дизайна и кафедра живописи и декоративно-прикладного искусства.

В 2008 году вуз получил лицензию на ведение образовательных программ среднего профессионального образования, началось формирование многоуровнего образовательного комплекса в сфере культуры и искусства. В состав Академии вошел Тюменский колледж искусств, имеющий 50-летнию историю и опыт подготовки высококвалифицированных кадров для учреждений культуры и искусства Тюменской области. Возглавил структурное подразделение Виктор Леонидович Новакаускас, Заслуженный работник культуры РФ. В колледже Тюменской государственной академии культуры и искусств велась подготовка по специальностям: «Инструментальное исполнительство», «Вокальное искусство», «Хоровое дирижирование», «Музыкальное искусство эстрады», «Теория музыки», «Хореографическое искусство», «Дизайн», «Актерское искусство». Педагогический процесс осуществляли более 100 квалифицированных специалистов, в том числе 15 кандидатов наук, Заслуженных работников культуры Российской Федерации, Заслуженных учителей Российской Федерации, Заслуженных художников Российской Федерации, Заслуженных артистов Российской Федерации.

В июле 2007 года Центр дополнительного профессионального образования был переименован в Институт дополнительного профессионального образования (директор — О.А. Покотило, кандидат философских наук, доцент). В 2008 году институт возглавил Д.Л. Майсаков, кандидат экономических наук, доцент. Основными направлениями работы стали: профессиональная переподготовка руководящих работников и специалистов по профилю вуза; повышение квалификации руководящих работников и специалистов по профилю вуза; подготовка к поступлению в вуз (подготовительные курсы); реализация обучающих программ для всех желающих - частных и юридических лиц. В подготовке слушателей принимали участие высококвалифицированные преподаватели (доценты, профессора, ведущие специалисты-практики, тренеры-консультанты, заслуженные работники культуры и артисты Российской Федерации) из Екатеринбурга, Кургана, Челябинска, Магнитогорска, Каменск-Уральска, Ялуторовска, Омска, Перми, Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга. Наряду с учебной, Институт выполнял научно-методическую работу в целях улучшения качества обучения, построения его на основе достижений отечественной и мировой педагогической практики, выпускал и распространял учебную и методическую литературу. Одна из задач - организация и проведение научных исследований и опытно-экспериментальных работ, консультационная деятельность, научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов по профилю вуза. Институт активно сотрудничал с Правительством Тюменской области, по заказу которого реализуются курсы повышения квалификации «Управление персоналом в органах государственной власти», «Делопроизводство и документационное обеспечение органов государственной власти», «Делопроизводство и документационное обеспечение органов муниципального управления», «Управление учреждениями культуры». Совместно с департаментом инвестиционной политики Тюменской области в 2008 году был реализован проект Инвестиционная Академия Тюменской Области по повышению квалификации менеджеров бизнес структур. Реализовывался широкий спектр семинаров и тренингов: «Публичное выступление», «Деловой этикет», «Русский язык для госслужащих».

В вузе интенсивно развивались направления подготовки кадров в сфере библиотечно-информационной деятельности, информатизации, создания интеллектуальных и информационных ресурсов, социального менеджмента и управления. В сентябре 2009 году академия подписала соглашение о сотрудничестве в области подготовки кадров, перевода библиотечного фонда на электронные носители, совместного проведения научных исследований информационных предпочтений населения региона с Тюменским региональным центром-филиалом Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина и Тюменской областной научной библиотекой имени Д.И. Менделеева. В связи с этим в структуре вуза был создан новый учебный институт — институт интеллектуальных ресурсов и информационных технологий. Институт начал осуществлять подготовку кадров для современных библиотек – информационных центров, в совершенстве владеющих компьютерными технологиями по специальностям: «Библиотечно-информационная деятельность», и «Прикладная информатика (в социально-культурной сфере)». Возглавляет институт Дмитрий Леонидович Майсаков.

7 декабря 2009 года Министром культуры Российской Федерации А.А. Авдеевым был подписан приказ № 837 об утверждении нового наименования федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменская государственная академия культуры и искусств». Новое наименование вуза: федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий».

Идея переименования вуза, инициированная коллективом и поддержанная Правительством Тюменской области, стала закономерным результатом тех позитивных изменений, которые произошли в академии в последние годы. По итогам аттестации 2007 года учебное заведение получило статус академии. В 2008 году на базе академии создан являющийся уникальным и не имеющий аналогов в Российской Федерации многоуровневый образовательный комплекс в сфере культуры и искусств. Претерпела изменения структура, включающая в настоящее время четыре института, колледж искусств, детскую школу искусств, центр послевузовской подготовки, научно-исследовательский институт регионального социума. Значительно расширился перечень реализуемых образовательных программ. Активно открываются новые, востребованные на региональном рынке труда специальности, связанные с подготовкой специалистов в сфере искусства: живопись, дизайн, искусствоведение, инструментальное исполнительство, музыкальное искусство. Интенсивно развиваются направления подготовки кадров социально-гуманитарного профиля: «Прикладная информатика (в социально-культурной сфере)», «Менеджмент организации», «Социально-культурная деятельность». В ближайших планах открытие специальностей и направлений подготовки «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере», «Педагогическое образование», «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», «История искусств», «Искусства и гуманитарные науки», «Гостиничное дело», «Сервис», «Туризм».

Новое название вуза создает благоприятные условия для дальнейшего опережающего развития Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий как многоуровневого образовательного учреждения, которое реализует образовательные программы в области культуры и искусства, а также программы, позволяющие наиболее полно учитывать и удовлетворять потребности Уральского и Западносибирского регионов в широкой номенклатуре специалистов, владеющих управленческой стратегией и методами решения социальных проблем общества.