Тюменский
Государственный
Институт
КультурЫ

 
03 мая

в этот день:

  • в 1870 родился Александр Бенуа, русский художник, историк искусства

все события

Н.А. Галактионова,

доцент кафедры культурологии и

социально-культурных технологий

 

Хитрости трудоустройства

Студенчество – яркая, насыщенная и во многом беззаботная пора, позади школа и тотальный родительский контроль, учеба доставляет радость, особенно если специальность, которую вы получаете, выбрана самостоятельно, по интересам, это время встреч с умными людьми, свободный режим, время экспериментов. После окончания вуза нередко накатывает депрессия, завершен большой путь, нет четкого представления, что делать дальше, ведь раньше ты был не только нужен всем, но и чувствовал, что твоя жизнь подчинена распорядку, встроена в рамки, знал, что первого сентября нужно прийти в институт, знал, когда приближаются экзамены, на летнее время планировал отдых и т.д. Многие откладывают поступление на работу на осень, справедливо решив, что после защиты диплома нужно отдохнуть, восстановить силы, а осенью начать новую жизнь, ведь именно так и было последние 15 лет.

Однако не всегда такое решение является оптимальным для выпускника. Дело в том, что время летних отпусков – это именно тот период, когда многие компании охотно берут новичков, стажеров, ведь постоянные сотрудники, особенно имеющие детей школьного возраста, стремятся получить отпуск летом. Так что выпускнику вуза, особенно без опыта практической работы стоит задуматься о том, чтобы не откладывать поиск работы на осень, когда вернутся и те, кто был на каникулах, и постоянные работники.

Поиск работы начинается с мониторинга специализированных изданий, интернета, помимо объявлений о вакансиях, стоит изучить и сайты кампаний, подходящих вам по профилю, или интересных в плане применения своих умений и знаний. Разместите собственное объявление о поиске работы в рекрутинговых компаниях и изданиях, в которых есть рубрика «Работа». Изучив предложения, стоит приступить к написанию резюме и рассылке деловых  писем. Обратите внимание, что резюме не может быть одинаковым для разных кампаний, информация, изложенная в резюме, должна соответствовать профилю кампании или искомой должности. Запишите, или сделайте соответствующие папки – в какую кампанию какое письмо было написано, туда же вложите информацию о фирме. Нередко соискатели рассылают десятки писем с просьбами о собеседовании в разные  организации на разные должности и в дальнейшем не могут правильно сориентироваться, ответить на звонок рекрутера и т.д.

Прежде чем рассказать о правилах написания резюме и о советах по собеседованию, следует сказать еще о нескольких немаловажных моментах.

Информацию о кандидатах на должность проверяют, и работодатели изучают претендентов в том числе и в социальных сетях, следите за тем, чтобы в Одноклассниках, фейсбуке, других сетях, не было фотографий, записей, которые могут вас скомпрометировать, выставить в невыгодном свете, особенно если работа, на которую вы претендуете, лежит в сфере образования, государственной службы и т.д. Впрочем, для работы в сфере развлечений некоторая доля эпатажа даже поможет, все зависит от места возможной работы.

Первое, на что нужно обратить внимание вчерашнему студенту, ныне соискателю – адрес почтового ящика. Вероятнее всего, имеющийся электронный адрес ранее использовался для личной переписки, поэтому его название может быть легкомысленным, подчас фривольным. Следует подумать о том, чтобы название электронного адреса звучало по деловому, строго, либо отражало суть профессиональных занятий, фамилию и т.д. Не рекомендуется в почтовом ящике указывать цифры года рождения. Указание года рождения, или последних его цифр считается моветоном, так как сообщают о кандидате лишнюю информацию – для какой-то должности вы покажетесь неприлично молодым, где-то скажут, что ваше время уже ушло.

1-2 цифры после буквенного названия также не рекомендуются, особенно если вы стремитесь занять место, претендующее на  нестандартность, нетривиальность, творчество, например, должность креативного директора. Тогда адрес типа   artsalut1 скажет возможному работодателю, что вы не в состоянии придумать электронный адрес, не занятый до вас, и вам вынужденно пришлось присовокупить к полюбившемуся словосочетанию цифру 1.

Стоит обратить внимание и на «аватарку», значок, который возникает рядом с именем вашего почтового ящика, старайтесь разместить на нем либо вашу удачную фотографию достойного содержания, либо интересный символ, без оскорбительных или непристойных значений.

Обязательно в теме письма пишите «работа», «соискатель» и т.д.

Письма о приеме на работу следует высылать либо по указанному на сайте или в объявлении адресу, либо целенаправленно руководителю того отдела, на место в котором вы претендуете, не стоит посылать письма генеральному директору, так как скорее всего, его сразу переправят в структуры, напосредственно занимающиеся приемом на работу, но оно может и затеряться.

Правила написания резюме

Укажите имя, отчество, фамилию

Год рождения, образование.

Какой адрес указывать? Не всегда разумно в резюме указывать адрес по прописке, многие зарегистрированы по месту жительства родителей, в других городах, пишите адрес в городе, работу в котором вы ищите, либо опустите этот пункт, разберетесь потом, когда получите согласие о приеме на работу.

Далее, укажите места, в которых вы работали ранее, не обязательно перечислять все, только самые важные, впрочем, к студентам это не относится, вряд ли у них большой послужной список.

Как быть, если у вас нет опыта работы

Не думаю, что нужно специально говорить об этом, нужно задуматься, неужели вы никогда не делали что-то, что можно назвать «опытом», занятостью. Наверняка у вас была практика, тогда можно указать, что в 2011 году на базе такого-то учреждения вами был осуществлен такой-то проект, можно рассказать о своих учебных достижениях – участник такого-то конкурса, победитель такого-то турнира.

В резюме есть раздел «дополнительные сведения» - укажите дипломы об окончании музыкальной школы, например (особенно если вы претендуете на работу в учреждениях культуры), свидетельства об окончании курсов, дипломы за участие в днях науки, студенческих конкурсах и т.д.

Обратите внимание на то, что чем больше документов вы укажите, тем весомее окажется ваше резюме. Поэтому стремитесь посещать обучающие семинары, курсы, сейчас есть множество возможностей участия в мастер-классах, тренингах, вебинарах, среди них есть бесплатные, дистанционные, например, обратите внимание на ресурс Открытого университета.

Выше уже говорилось о том, что резюме  желательно сделать в нескольких вариантах, в зависимости от профиля ожидаемой работы. Если вы претендуете на место в образовательном учреждении, укажите ваши научные достижения и те области, где вы имели возможность проявить себя как педагог, воспитатель – волонтерская работа, школа вожатых, участие в конкурсах. Если вы рассматриваете работу в развлекательном заведении, сделайте упор на описании личных качеств – коммуникабельность, открытость, творческий подход, а также укажите те свои достижения, которые окажутся к месту на этой работе – участие в фестивалях, конкурсах, сертификаты об обучении кейтерингу, например, окончание курсов барменов, ди-джейский опыт и т.д.

Не лишней будет информация о наличии (не об отсутствии!) прав на вождение автомобиля, иностранного паспорта, владении иностранными языками, компьютером, с указанием программ, пишите как можно больше, делая упор на то, что вы умеете, можете, а не на том, что вами не достигнуто.

Для девушки важно указать, замужем ли она, есть ли дети. Да, это можно рассматривать как дискриминационные практики, однако реальность такова, что работодатель предпочитает взять мужчину, более свободного, чем молодую женщину, которая с большой долей вероятности уйдет в декретный отпуск, станет пользоваться отпуском по уходу за ребенком и т.д., хотя работодатель в этом и не признается.

В резюме не указывают политические пристрастия, конфессиональную принадлежность, если того не требуют особенности специальности, то и инвалидность, впрочем, в последнем вопросе стоит смотреть специальные документы, вполне вероятно, что в компании предусмотрены льготы при устройстве на работу инвалида, в любом случае, если это не требования профессии (полицейский и т.д.), отказать вам  на основании наличия инвалидности не вправе.

Показывайте себя с лучшей стороны, тем более, что многие лояльно относятся к недавним студентам – это люди, которые стремятся себя показать, хотят многого добиться, имеют много сил, чтобы достичь идеала, могут и хотят много работать, выпускники амбициозны, готовы учиться, нередко согласны работать на условиях, которые не подходят людям с опытом, либо там, где опыт мешает расширять горизонты.

Какую зарплату просить?

Считается, что пик заработной платы и карьеры для работников творческих специальностей, работающих по найму, приходится на 33 – 35 лет. После этого повышение доходов идет через оформление собственного бизнеса, соответственно, наименьшая заработная плата по специальности приходится на недавних выпускников, это нормальная практика, не стоит расстраиваться, однако не следует соглашаться на должности, где платят меньше рынка. Обычно советуют просить на несколько процентов выше, чем в среднем, в итоге вы сойдетесь на обычной для отрасли или должности цифре.

Правила поведения на собеседовании

Прежде всего, вспомним о том, что рассылая резюме, стоит вести учет – кому вы отправляли письмо,  в какую кампанию, на какую должность. К собеседованию следует готовиться, ведь там обычно задают вопросы, которые можно предугадать – первый из них – почему вы хотите работать именно у нас – здесь возможный работодатель ждет от вас комплиментов, и, если вы готовились, вы вполне можете рассказать о сильных сторонах фирмы и рассказать, где вы сможете быть полезным, почему сможете улучшить и без того процветающее положение фирмы. Начать стоит именно с рассказа о кампании, а не с  того, что вы рядом живете или что в других местах вам отказали.

Другой вопрос – почему вы ушли с предудущего места, для студентов это не так актуально, но все-таки, тут стоит говорить о том, что в новой кампании вы ожидаете возможных карьерных перспектив, хотите попробовать себя в новой области, получить новый опыт, применить на практике полученные знания, реализовать проект, который был подготовлен для выпускной квалификационной работы. Можно сказать, что вы амбизиозны, у вас большие планы, и работа в фирме может послужить хорошим стартом, повысит ваш рейтинг, например, для дальнейшей учебы за границей и т.д.  

Вас могут спросить о месте учебы, расскажите о том, какой диплом вы писали, пригодится ли ваше исследование на новом месте, возможно, у вас будут общие знакомы, похвалите преподавателей.

Подумайте о внешнем виде, оденьтесь так, чтобы соответствовать будущему профилю работы, устраиваясь работать в магазин джинсовой одежды, не стоит приходить в строгом офисном костюме. Будьте опрятны, собраны, попытайтесь представить, с кем вам придется иметь дело, в одной области помогут высокие каблуки и яркий макияж, в другой – статусная одежда и скромные украшения.

Будьте готовы к любому повороту событий – приготовьтесь отвечать устно и принесите с собой документы или их копии.

В работе заинтересованы вы, поэтому необходимо выключить телефон на время собеседования, так как по правилам делового этикета на телефонные звонки отвечать необходимо, если вы в присутствии возможного руководителя будете сбрасывать звонки, вы создадите репутацию невоспитанного и необязательного человека, если станете отвечать – невоспитанного и наглого.

При приеме на работу старайтесь произвести впечатление делового и самостоятельного человека, не приходите с мамой! (такое было)

Старайтесь расположить к себе, не заискивайте, не хамите, не перебивайте, не скромничайте, постарайтесь блеснуть!

Всем удачи, наши выпускники получили  современное образование, я думаю, многие и вас станут хорошими специалистами, смогут создать собственный бизнес, тем более что в регионе есть все возможности, многие ниши не заняты, есть государственная поддержка малого бизнеса, достойный уровень зарплат.

Всегда можете обратиться за советом, с наилучшими пожеланиями, и верой в вас, Нелли Галактионова.