Тюменский
Государственный
Институт
КультурЫ

 
20 апр

в этот день:

  • в 1613 году родился Франсуа Ларошфуко, французский писатель-моралист

все события

Контент

Создание и развитие профессиональных учебных заведений в сфере культуры и искусства было ориентировано на решение традиционной задачи подготовки специалистов музыкального, театрального искусства и художественного изобразительного творчества. Растущая сеть детских музыкальных школ в Тюменской области в 50-60 годы нуждалась в профессиональных педагогах, способных вести обучение не только в плане общей музыкальной подготовки, но и обучать детей игре на всех видах музыкальных инструментов, владеть музыкальной грамотой, руководить творческими музыкальными коллективами - хорами, оркестрами, ансамблями. Для реализации этих образовательных задач в соответствии с приказом Министерства культуры РСФСР от 14 июля 1956 г., а также приказа по Тюменскому областному управлению культуры № 59 от 16 июля 1956 г. в Тюмени 1 сентября 1956 г. было открыто Тюменское музыкальное училище. Временно исполняющим обязанности директора училища был назначен с 16 июля 1956 г. Володин Владимир Федорович, директор музыкальной школы № 1. Но уже 25 декабря 1956 г. директором училища был назначен Руденко Виталий Павлович. В училище были организованы четыре отделения: фортепьянное, вокальное, хорового дирижирования, народных инструментов. На 1956/57 учебный год был определен план приема учащихся в количестве 50 человек, из них на фортепьянное отделение - 10, вокальное - 5, хорового дирижирования - 15, народных инструментов - 20. Первые приемные экзамены были проведены с 15 по 25 августа 1956 г. Училищу было передано помещение, в котором ранее размещался Лесотехнический техникум. Тюменское музыкальное училище динамично развивалось. В 1964 г. было построено новое здание (ул. Республики, 152), учебный корпус на 350 учащихся с концертным залом на 600 мест. Классы были оборудованы новой мебелью, было приобретено 30 пианино марки «Тюмень», а также был создан кабинет звукозаписи и мастерская по ремонту и настройке музыкальных инструментов. В 1965/66 учебном году было принято 100 человек на дневное отделение, 20 - вечернее отделение, 30 - заочное отделение. К середине 1960-х гг. в Тюменском музыкальном училище в основном сформировался преподавательский коллектив достаточно высокой квалификации. При организации училища из 10 преподавателей только двое имели высшее образование. За десятилетие ситуация качественно изменилась. В 1965/66 учебном году из 41 преподавателя 16 имели высшее образование, 3 окончили в том году консерваторию, 5 учились заочно в консерватории, 5 - в педагогических институтах на музыкальных отделениях, 3 - на курсах повышения квалификации. Среди педагогов были специалисты всех основных направлений музыкальной подготовки. На фортепьянном отделении работали А. М. Федоровский, М. Б. Брайнин, М. Н. Брайнина (окончившие Ленинградскую государственную консерваторию), М. Д. Казяева (Свердловская государственная консерватория), Л. Ф. Шапиро (Горьковская государственная консерватория), на дирижерско-хоровом отделении - Е. Н. Шапиро (Горьковская государственная консерватория), Я. И. Луцкий (Ташкентская государственная консерватория), на отделении народных инструментов - Л. А. Волков (Свердловская государственная консерватория), С. Н. Чувашова (Киевская государственная консерватория), Г. Ф. Колобов (Казанская государственная консерватория), на теоретическом отделении - Г. М. Михалев, Л. А. Камаева (Свердловская государственная консерватория). Кроме того, в училище преподавали музыканты с большим опытом педагогической работы, которые получили заочное образование в консерваториях или институтах культуры на базе среднего специального образования: Г. А. Ульянов, Л. И. Либерман, Л. В. Новакаускас и другие. Учащиеся проходили практику в школах и на предприятиях города. С практикой была связана концертная деятельность училища. Только за 1965 г. было дано более 40 концертов в училище и по телевидению, в школах и на предприятиях города. В концертах активное участие приняли педагоги училища.

В связи с открытием в Тюменском музыкальном училище новых отделений - театрального и художественного 12 февраля 1974 г. оно было переименовано в Тюменское училище искусств. В 1976 г. коллегия Тюменского областного управления культуры провела анализ работы вновь открытых отделений Тюменского училища искусств. Отмечалась высокая успеваемость учащихся (общая составляла 100%, качественная - 60%), что было обусловлено высококвалифицированным составом преподавательского коллектива. В связи с увеличением количества детских музыкальных, художественных школ и школ искусств Тюменское училище искусств стало не только основным центром подготовки специалистов, но и методической базой по обучению в начальном звене музыкального образования. В этот период начинает формироваться двухуровневая система подготовки профессиональных музыкантов. При училище создается детская музыкальная школа, которая становится основной базой практики для учащихся училища искусств и одновременно первой ступенью подготовки начального музыкального образования.

2 декабря 1998 г. Тюменское училище искусств было преобразовано в Тюменский колледж искусств.

Несмотря на позитивную деятельность Тюменского УКП ЧГИК, в Тюменской области по-прежнему не хватало профессиональных работников с высшим образованием в сфере культуры. В 1983 г. в учреждениях культуры области было более 130 вакантных мест, значительная часть работающих в районных и городских учреждениях культуры не имела высшего образования.

Для решения этой проблемы было принято решение создать в Тюмени филиал Челябинского государственного института культуры. Приказом министра культуры РСФСР от 13 июня 1983 г. Тюменский учебно-консультационный пункт Челябинского государственного института культуры был преобразован в Тюменский филиал Челябинского государственного института культуры с ежегодным набором 200 человек. В мае 1983 г. был осуществлен первый набор абитуриентов на заочное обучение. Около 100 из них поступили по направлениям Тюменского областного управления культуры. Филиал занимал часть зданий по ул. Мельникайте, 99 и ул. Республики, 4. Первым директором филиала была назначена А.Н. Пушкарева.

В январе 1986 г. директором Тюменского филиала Челябинского государственного института культуры стал Капеко Михаил Анатольевич, кандидат философских наук, член-корреспондент Международной академии наук высшей школы РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ.

За период 1986-1990 гг. были заложены основы для преобразования филиала в самостоятельное высшее учебное заведение. Были образованы три кафедры: культурно-просветительной работы (с отделениями режиссуры, оркестрового и хорового дирижирования), библиотековедения и библиографии и общественных наук. Первыми заведующими кафедрами являлись: кандидат филологических наук Л.Н. Нарышкина, В.В. Петрова,  кандидат исторических наук, доцент Н.В. Шестакова. Были сформированы такие структурные подразделения, как учебный отдел, отдел кадров, студенческий отдел кадров, в становлении и развитии которых активно участвовали Т.М. Серикова, О.А. Чибулаева, И.В. Жуков, Т.А. Ермоленко, Г.П. Журкова.

Студенты-заочники получали высшую квалификацию по специальности: методист-организатор клубной работы, организатор массовых праздников, руководитель самодеятельного академического хора, руководитель самодеятельного оркестра русских народных инструментов, руководитель самодеятельного театрального коллектива, библиотекарь-библиограф массовых библиотек, библиотекарь-библиограф детских библиотек. В 1990 г. впервые был проведен набор на дневное отделение по специальности "Библиотековедение и библиография". В том же году филиал получил новый корпус - 4-х этажное здание по ул. Республики, 19

В результате индустриального развития Тюменской области в 1970-е гг.качественно повысился образовательный и культурный уровень населения. В несколько раз выросла сеть культурно-просветительных учреждений, детских музыкальных и художественных школ. В 1980 г. в Тюменской области имелось три профессиональных театра, филармония, цирк, 1352 дворцов и домов культуры, клубов, 996 массовых библиотек, два культурно-просветительных училища, училище искусств и два музыкальных училища, более 50 дневных и вечерних музыкальных школ, шесть государственных и десятки народных музеев. В Тюменской области действовали отделения творческих союзов писателей, художников, Всероссийских театрального и хорового обществ, работали профессиональные композиторы. Общество испытывало острую потребность в высококвалифицированных специалистах в сфере культуры и искусства.

По инициативе Тюменского областного управления культуры и ректората Челябинского государственного института культуры на базе Тюменского музыкального училища в сентябре 1972 г. был открыт учебно-консультационный пункт Челябинского государственного института культуры. Первым директором Тюменского учебно-консультационного пункта Челябинского государственного института культуры (УПК ЧГИК) была назначена Любовь Петровна Заварзина, которую затем сменила Алла Николаевна Пушкарева. Были выделены первые 100 мест для организации набора студентов на заочное отделение ЧГИК на кафедры режиссуры, культурно-просветительной работы и организации художественной самодеятельности факультета организации досуга и художественного творчества, кафедры дирижирования и инструментального исполнительства музыкально-педагогического факультета, кафедры библиотековедения и библиографии библиотечного факультета.

Несмотря на то, что в начале 1990-х гг. страна переживала период радикальной социально-экономической и политической трансформации, руководство Тюменской области поддержало перед Министерством культуры РСФСР и Министерством образования РСФРСР инициативу администрации Тюменского филиала Челябинского государственного института культуры о создании в Тюмени высшего учебного заведения по подготовке кадров в сфере культуры и искусства и оказало необходимую поддержку в его становлении.

Тюменский государственный институт искусств и культуры (ТГИИК) был образован по распоряжению Совета Министров РСФСР 18.01.1991 на базе Тюменского филиала Челябинского государственного института культуры и искусства. М.А. Капеко стал первым ректором института и занимал этот пост в течение пятнадцати лет.

Как высшее учебное заведение Тюменский государственный институт искусств и культуры формировался на основе принципов функционирования и развития высшей школы с обязательными для нее требованиями к учебно-методической, воспитательной и научно-исследовательской работе.

11 февраля 1991 года приказом ректора были созданы факультеты организации досуга и художественного творчества, музыкально-педагогический, библиотечный. Первыми деканами стали, соответственно, кандидат педагогических наук В.В. Попов, В.В. Петрова, кандидат педагогических наук Е.Н. Бережкова. Одновременно были созданы общеинститутские кафедры: философии, истории и политологии, мировой литературы, педагогики и психологии, иностранных языков, физвоспитания. На факультетах появились кафедры досуговедения, фортепиано, истории и теории музыки.

Первым заведующим кафедрой мировой литературы и одновременно проректором по научной работе была кандидат филологических наук В.Н. Сушкова. По ее инициатиые и при ее активном участии в институте стало традиционным проведение научных конференций, была открыта аспирантура.

Эту линию продолжил сменивший В.Н.Сушкову на посту проректора по научной работе доктор философских наук В.Ю.Ларин. Кафедру педагогики и психологии возглавила кандидат социологических наук, доцент Е.Н.Васильева. Большой вклад в становление и развитие кафедры внесла кандидат педагогических наук, доцент Н.И. Смирнова, которая несколько лет была заведующей кафедрой общенаучных дисциплин. Ее педагогический опыт, профессиональное мастерство были чрезвычайно важны при становлении молодого вуза и служили образцом для молодых преподавателей.

На 1 сентября 1992 г. в структуре института было 15 кафедр, на которых работали 73 педагога. В институт пришли работать высококвалифицированные специалисты: В.А. и Г.В.Арцеры, В.В.Багрова, Е.Н.Бережкова, И.Н.Бибеева, Л.А.Волков, Е.Н.Головинская, С.Е.Демидова, М.В.Жабровец, Т.А.Жданова, Л.Н.Захарова, С.А.Лицерова, Г.Д.Лутошкин, В.В.Петрова, В.И.Петухов, В.В.Попов, К.Г.Рожко, И.А.Романова, Т.Б.Сабинина, Ф.А.Селиванов, Н.И.Смирнова, В.Н.Сушкова, Н.В.Шестакова и др.

Экспертная комиссия, проводившая в апреле 1995 г. аттестационную экспертизу вуза, сделала вывод, что хотя ТГИИК являлся молодым вузом, тем не менее, педагогический коллектив сумел превратить его в центр подготовки высококвалифицированных кадров в сфере культуры и искусства Тюменской области. На момент аттестации в вузе обучалось 1140 студентов по десяти специальностям. Педагогический коллектив насчитывал 84 человека, 24 из которых имели ученые звания и степени, трое имели звания заслуженных работников культуры. Концертно-исполнительская и творческая деятельность преподавателей и студентов, являясь продолжением учебного процесса, стала оказывать заметное влияние на культурную жизнь Тюмени и области. Ежегодно преподаватели и студенты ТГИИК проводили около 700 концертов и творческих показов. Учебным театром с 1993 г. было дано 160 представлений в Тюменской области. В 1995 г. студенческий театр стал дипломантом фестиваля учебных театров в Барнауле, хореографический ансамбль, руководителями и участниками которого являлись преподаватели и студенты института, гастролировал в США, ансамбль народных инструментов - в Швейцарии, академический хор студентов участвовал в международном фестивале хоровой музыки в Германии.

В начале XXI столетия в институте функционировало три факультета. На факультете библиотечно-информационной деятельности работало две кафедры: библиотечных технологий (заведующая кафедрой до августа 2006 г. - профессор С.Е.Демидова) и документальных коммуникаций и управления (заведующая кафедрой доцент Т.Б.Сабинина). Общефакультетской темой научных исследований стала проблема «Повышение качества и эффективности библиотечно-информационной деятельности». Несколько лет на факультете работала научно-исследовательская лаборатория (НИЛ) «Виртуал» (руководила лабораторией С.Е.Демидова), имеющая свой устав, гимн, эмблему. Главная задача «Виртуала» - прививать студентам вкус к научной работе, выработать навыки научного мышления.

Самым большим являлся факультет культурологии и художественного творчества. Первым деканом был Заслуженный работник культуры РФ И.В.Жуков. Более десяти лет факультет возглавляла доктор философских наук, профессор Л.Н.Захарова. На этом факультете готовили студентов по шести специальностям: социально-культурная деятельность, менеджмент организации, народное художественное творчество (специализации: спортивный и эстрадный танец, народный танец, декоративно-прикладное творчество, режиссура самодеятельного театрального коллектива), декоративно-прикладное искусство, режиссура массовых праздников и представлений, музейное дело и охрана памятников, культурология.

Музыкально-педагогический факультет за годы своего существования выпустил более 1200 специалистов. Кафедры хорового дирижирования, оркестрового дирижирования и народных инструментов, фортепиано, теории и истории музыки вели подготовку студентов на очном и заочном отделениях по следующим образовательным программам: инструментальное исполнительство (фортепиано), музыкальное искусство (фортепиано), дирижирование академическим хором, народное художественное творчество (с квалификацией: художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива), музыкальное образование (учитель музыки) со специализациями «Сольное пение», «Организация музыкально-эстетической деятельности». Деканом факультета на протяжении 15 лет являлась профессор, Заслуженный деятель искусств РФ В.В.Петрова. На факультете работали специалисты, имеющие заметные достижения в различных видах творческой, научной и учебно-воспитательной работе. Факультет вел активную концертно-исполнительскую деятельность. Был организован академический хор студентов кафедры хорового дирижирования (руководитель - профессор, заслеженный деятель искусств РФ В.В.Петрова, хормейстер - профессор, Заслуженный артист РФ, лауреат международных конкурсов оперных певцов И.Н.Бибеева). Хор студентов принял участие в ряде международных молодежных форумов современной хоровой музыки в Германии (1995, 1998, 2002 гг.) и Франции (2004г.). Оркестр русских народных инструментов дневного отделения кафедры оркестрового дирижирования долгое время возглавляла И.А.Романова.

Заочное обучение в институте велось на десяти кафедрах трех факультетов. Его организацией занимались методисты заочного обучения: О.В. Рыбак, Н.Г. Иванова, Г.Р. Красильникова, Е.С. Сирин. С целью повышения профессионального состава кадров культуры и увеличения контингента студентов на заочном отделении за счет приближения учебного процесса к месту их работы и жительства были открыты в 2000 г. представительства института в городах Ялуторовске и Ишиме, рабочем поселке Голышманово, в 2003 г. - представительство в городе Тобольске. Однако уже в 2005 г. из-за нецелесообразности все представительства, кроме тобольского, были закрыты. Руководство деятельностью представительств осуществляли О.А.Коновалова, О.А.Шерер, Л.А.Молодых и Г.С.Беренфельд.

В декабре 2001 г. Ученым советом вуза была разработана и утверждена "Программа информатизации ТГИИК на 2001-2005 г.г.". Эта программа определяла стратегию внедрения новых информационных технологий в институте на ближайшие пять лет и включала такие направления информатизации, как перспективный план обеспечения образовательного учреждения компьютерной техникой и средствами телекоммуникаций, создание информационно-образовательных ресурсов вуза, подготовку и переподготовку кадров в области новых информационных технологий. В результате реализации мероприятий программы, а также участия вуза в проекте создания единой информационно-образовательной среды Тюменской области была проложена оптоволоконная линия связи с тюменскими вузами. В результате выполнения программы информатизации институт вышел на новый уровень использования новых информационных технологий в учебном процессе.