Тюменский
Государственный
Институт
КультурЫ

 
03 мая

в этот день:

  • в 1870 родился Александр Бенуа, русский художник, историк искусства

все события
 
КиноКлуб ТГИК
 
История КиноКлуба ТГИК
 
 
                Образовательная сфера информационного общества является изначально междисциплинарной и объединяет как минимум два направления: образование рассматривается и как предмет педагогики, и как процесс трансляции культуры, происходящий в новых условиях единой информационной среды. Особенно ярко это проявляется на примере  деятельности КиноКлуба  при ФГОУ ВО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий».
 
                Реализация оригинального культурно-образовательного проекта «КиноКлуб», аналогов которому  в  Тюмени нет, началась в марте 2003 года по инициативе сотрудников научной библиотеки, преподавателей и студентов кафедры культурологии института. 
 
                КиноКлуб является одной из альтернативных форм организации досуга молодежи  в условиях современного города и одновременно формой реализации задач медиаобразования. Кинематограф, который сам по себе является системой и обладает сложной структурой, реализует все функции массовой коммуникации: информирования, воспитания, организации поведения, развлечения, общения.
 
                Еженедельные заседания КиноКлуба логически дополняют учебный курс «История кино».  Показ кинофильмов осуществляется в рамках разработанных руководителем и активом КиноКлуба программ: «Кино, за которое не стыдно (современное российское кино)»; «Другое американское кино»; «Лучшее европейское кино (по итогам международных кинофестивалей), наград Европейской киноакадемии и национальных  кинопремий); «Современное кино Юго-Восточной Азии и Японии»; «Persona»; «Открытый показ», «Актуальное кино» и другие тематические программы. Киноведческий подход к отбору фильмов предполагает ориентацию на наиболее яркие произведения современного киноискусства, отмеченные  высшими наградами на самых престижных  мировых кинофорумах. Предварительная  работа с критической литературой, публикациями в традиционных журналах и на киносайтах в Интернете  способствует  тому, что  последующее обсуждение фильма  проходит в форме  культурологической дискуссии, с элементами  интеллектуальной эмоциональной и  личностно окрашенной, оценки. Вводная историческая справка, просмотр  и последующее свободное обсуждение  фильмов, критический анализ их достоинств и недостатков, сама демократическая форма проведения занятий КиноКлуба создают   информационную, обучающую и развивающую среду. Всего за 12 сезонов работы КиноКлуба в рамках 35 тематических программ был показан 359 фильмов, из них: 331 – художественных,  7 документальных, 21 – анимационный. Лидируют в кинопоказах российские фильмы – 90 фильмов.
 
Усилием энтузиастов  создан мощный коммуникативный центр,  уникальная среда общения: вокруг КиноКлуба  объединяется    интеллектуальная элита – аспиранты, студенты не только института искусств и культуры, но и университетов города, преподаватели  ТюмГУ, журналисты и другие представители творческой молодежи.
 
                Деятельность КиноКлуба систематически освещается в СМИ, как печатных, так и электронных сетевых. В качестве примера, публикации о КиноКлубе в сетевой версии общегородской газеты «Вслух о главном». Афиша КиноКлуба еженедельно публикуется в самом массовом городском информационном журнале «Выбирай».
 
                В мае 2007 года КиноКлуб ТГАКИ стал площадкой для первого в Тюмени фестиваля медиа-арта. Фестиваль медиа-арта явился самым ярким событием ПЯТОГО сезона. Гостем фестиваля был Сергей Тетерин, всемирно знаменитый медиа-художник, организатор медиа-арт фестивалей read_me 1.2 в Москве и machinista 2003 в Перми, участник ряда выставок и медиа-арт фестивалей в России, Германии, Югославии, Латвии. Зрители с восторгом встретили самый успешный проект Сергея Тетерина – перформанс КИНОМЯСОРУБКА,  или MOVIE MINCER. «Movie Mincer» – кино из мясорубки. Старая советская мясорубка, приобретенная на пермском металлорынке, превратилась в PC-совместимое устройство для ручного производства кино-потока, проецируемого на большой экран. Подключение к компьютеру производится через стандартный порт PS/2. «Кино-мясорубка» позволяет демонстрировать исторические киноленты «ручным способом», из большого количества картинок, воскрешая и пародируя дух первых сеансов самого начала эры кино и буквально воссоздавая понятие «moving pictures».
 
                В рамках фестиваля медиа-арта прошла встреча с известным тюменским художником и режиссёром Олегом Фёдоровым. Зрители увидели короткометражные телефильмы Олега Федорова:  «На земле нет радиостанций...», «Рассказ о старых женщинах», «Элегия», «Я такое дерево…».   Олег Федоров поделился своими впечатлениями о поездке по Европе и показал кадры будущего фильма.
 
В течение 2007–2008 учебного года КиноКлуб работал ШЕСТОЙ сезон. Всего прошло 34 заседания. В рамках пяти программ («Шедевры анимационного кино»; «Дурная любовь»; программа, посвященная памяти двух величайших художников ХХ века, Ингмара Бергмана и Микеланджело Антониони; «Межсезонье»; «Кино, за которое не стыдно: лучшее российское кино 2007 г.») был организован просмотр и обсуждение 49 фильмов. Авторы и кураторы программ: Наталья Соколова, руководитель КиноКлуба («Шедевры анимационного кино»; программа, посвященная памяти, двух величайших художников ХХ века, Ингмара Бергмана и Микеланджело Антониони; «Кино, за которое не стыдно: лучшее российское кино 2007 г.»), Евгений Белов, студент биофака ТюмГУ («Дурная любовь»),        арт-директор КиноКлуба Андрей Литвиненко («Межсезонье»).
 
                Согласно записям в Гостевой книге, которая ведется с сентября 2006 года, в среднем на каждом заседании присутствовало 37–40 человек. Из них: студентов академии – 65% (из них: выпускников академии – 5%), студентов ТюмГУ – 15%, студентов ТюмГНГУ – 10%, студентов других вузов города  (ТюмГИГУ, ТКИ, ТюмГСХА, ТюмГАСУ, ТюмГМА) – 5%, преподаватели тюменских вузов (из них докторов наук – 3, кандидатов наук – 7) – 5%.
 
                Наибольший интерес у студентов вызвала самая патриотическая программа КиноКлуба «Кино, за которое не стыдно: лучшее российское кино 2007 г.» (автор и куратор программы Наталья Соколова). Программа «Кино, за которое не стыдно» имеет статус «традиционной» и работала в третий раз. Эпиграфом к программе был взят фрагмент стихотворения Дмитрия Быкова, прозвучавшего в незабываемом исполнении Михаила Ефремова на XIX церемонии вручения Национальной кинематографической награды «Ника»: «Короче, есть российское кино. Преодолев чернуху и клубнику, безденежье и много прочих «но» – вползло оно в очередную «Нику». Наверное, нам будет что смотреть, хотя в умах еще гуляет смута. И, может статься, четверть или треть из этого запомнится кому-то». 
 
                Программа стартовала просмотром фильма Алексея Балабанова «Груз 200» и продолжительной острой дискуссией.         Затем был показан главный соперник «Груза 200» по количеству кинонаград фильм Алексея Попогребского «Простые вещи».
 
                В программе было два дебютных фильма:  «Кремень» Алексея Мизгирева и  «Отрыв» прославленного российского сценариста Александра Миндадзе. Фильм «Кремень», обласканный жюри нескольких международных фестивалей и в том числе получивший Приз за лучший дебют «Кинотавра», многим кинокритикам напомнил картину двадцатилетней давности «Плюмбум» Миндадзе – Абдрашитова. Герой «Кремня» – симптоматичная фигура в нашем сегодняшнем социуме. Он являет тип конформиста новой формации. Присказка главного героя (актер Евгений Антропов) фильма «Твердость – не тупость» уже ушла в народ. По мнению некоторых российских киноведов, Александр Миндадзе, классик, выступивший в роли дебютанта, совершил самый бесстрашный «отрыв» от устоявшихся моделей авторского кино, в последние годы превратившегося в комфортный «артхаус». Фильм «Отрыв» – настоящий прорыв в области киноязыка.
 
                Программа не могла обойти бросающуюся в глаза черту современного российского кинематографа – мощную женскую экспансию. В программе три фильма, сделанных женщинами-режиссерами: «Путешествие с домашними животными» Веры Сторожевой, «Ничего личного» Ларисы Садиловой и «Два в одном» Киры Муратовой.
 
                В программе было два фильма нынешних грандов российского кино, режиссеров, чьи имена известны далеко за пределами России. Речь идет о фильме Александра Сокурова «Александра» и фильме «12» Никиты Михалкова.
 
                Вслед за мэтрами стоит назвать фильм режиссера, чья творческая судьба складывается исключительно успешно, но, за пределами России. Это «Изгнание» Андрея Звягинцева.
 
                Главным событием СЕДЬМОГО сезона  (2008–2009 учебный год) работы КиноКлуба стал первый в истории Тюмени Фестиваль телевизионного документального кино (совместный проект КиноКлуба ТГАКИ и ГТРК «Регион-Тюмень»), который проходил рамках Тюменского  открытого  Форума искусств и культурных инноваций «К успеху через творчество» с 7 ноября  по 12 декабря 2008 г.
 
                В рамках седьмого сезона работы КиноКлуба в четвертый раз работала самая патриотическая программа «Кино, за которое не стыдно». Куратор программы – руководитель КиноКлуба Наталья Соколова. КиноКлуб предлагал ознакомиться с содержанием 8 лучших российских фильмов 2008 года и обсудить их. 
 
                Наибольший интерес у студентов вызвали фильмы молодого режиссера Валерии Гай Германики: «Девочки» и «Все умрут, а я останусь». Традиционно в программу вошел новый фильм Алексея Балабанова «Морфий». Самую острую дискуссию вызвал фильм Алексея Германа-младшего «Бумажный солдат».
 
                ВОСЬМОЙ сезон (2009–2010 учебный год) КиноКлуб начал традиционной программой «Межсезонье» (автор и куратор  арт-директор КиноКлуба Андрей Литвиненко). Программа собрала лучшие фильмы как европейских кинорежиссеров, так и фильмы кинорежиссеров Израиля и Турции. Программа «Межсезонье» стала своеобразной преамбулой новой программы КиноКлуба «Неизвестное кино». Программа рассчитана на три года. В октябре 2009 года в рамках программы были  показаны фильмы, созданные кинематографистами стран Ближнего Востока: Турции, Израиля,  Ирана. Безусловными лидерами первого выпуска программы «Неизвестное кино» стали фильмы режиссеров из Ирана «Персеполис» и «Кандагар».
 
Главным событием восьмого сезона стал Фестиваль любительского кино «Киноконструктор» (в рамках II открытого форума искусств и культурных инноваций «К успеху через творчество»). Фестиваль  проходил с 4 ноября  по 7 ноября 2009 г.
 
                Традиционная программа КиноКлуба «Кино, за которое не стыдно» отмечала свой первый юбилей. Программе исполнилось 5 лет. Десять лучших российских фильмов 2009 года были показаны зрителям. Программа началась просмотром фильма «Волчок». «Волчок» – режиссерский дебют известного российского драматурга из Екатеринбурга  Василия Сигарева.
 
Новый фильм режиссера Бориса Хлебникова «Сумасшедшая помощь» вызвала не меньше споров, как и «Волчок».
 
Столь же неоднозначной была реакция зрителей на фильм Алексея Мизгирева «Бубен, барабан». И также как в дискуссии по поводу фильма Хлебникова, обсуждая «Бубен, барабан», зрители вспоминали первый фильм режиссера «Кремень», который был показан на заседании КиноКлуба в 2009 году. Фильмы Николая Хомерики, как и фильмы Бориса Хлебникова, Алексея Мизгирева, стали постоянными участниками программы «Кино, за которое не стыдно». В 2008 году на заседании КиноКлуба был показан предыдущий фильм Хомерики – «977». В фильме «Сказка про темноту» мы вновь увидели талантливую актрису Алису Хазанову. Борис Каморзин сыгравший милиционера Димыча,  получил награду за лучшую мужскую роль на 20-м «Кинотавре». «Сказка про темноту» – фильм о милиционерах. Поразительно, но на этом материале режиссеру удалось снять образцовое европейское артхаусное кино.
 
В рамках юбилейной программы была показана рождественская притча Киры Муратовой «Мелодия для шарманки».
 
Показ фильма метра российского кино Андрея Хржановского «Полторы комнаты» стал своеобразным анонсом празднования 70-летия со дня рождения великого поэта И.А. Бродского.
 
Впервые за пять лет существования программы зрителям был представлен дайджест артхаусных российских фильмов 2009 года, которые не вошли в программу. В дайджесте были представлены следующие картины: Петя по дороге в царствие небесное; Кислород; Палата № 6; 2–Асса–2; Анна Каренина; Россия 88; Чудо; Европа–Азия; Короткое замыкание.
 
Впервые в истории КиноКлуба программу «Любимое кино», которая традиционно завершала Восьмой сезон формировали сами зрители. Зрителям был предложен список из 15 фильмов. В программу вошли пять выбранных в результате письменного опроса фильмов.
 
В течение ДЕВЯТОГО сезона любителям артхаусного кино были предложены фильмы для просмотра и обсуждения в рамках, как традиционных программ, так и новых. Среди традиционных программ: Межсезонье; Кино, за которое не стыдно. Программы «Зимние настроения» и «Киномюзикл: от классики до востока» впервые были предложены зрителям.
 
Главным событием Девятого сезона стал II Международный фестиваль документального кино  КинЗА, который проходил в рамках III Всероссийского открытого форума искусств и культурных инноваций «К успеху через творчество» с 24 по 28 ноября 2010 года.
 
ДЕСЯТЫЙЮБИЛЕЙНЫЙ сезон КиноКлуба открылся как культурное событие городского масштаба. Студенческая молодежь академии и других тюменских вузов познакомилась с художественными фильмами, созданными на телерадиокомпании (ТРК) «Югра». 
 
Ретроспектива фильмов ТРК «Югра»  начиналась 9 сентября 2011 года художественным фильмом «Франц + Полина».
 
Ретроспективу открывал Александр Антонович Петрушин, заместитель генерального директора по связям с общественностью представительства ООО «Лукойл-Западная Сибирь» в городе Тюмени; вице-президент ассоциации работников правоохранительных органов Тюменской области; полковник ФСБ России в отставке; историк и краевед; писатель и публицист; кандидат исторических наук.
 
В рамках ретроспективы были показаны фильмы:  «Шукшинские рассказы» (2003) и «Агитбригада «Бей врага!» (2007).
 
Главным событием ДЕСЯТОГО ЮБИЛЕЙНОГО сезона стал II Всероссийский фестиваль любительского кино «Киноконструктор», который прошел  в рамках IV Всероссийского открытого форума искусств и культурных инноваций «К успеху через творчество» с 20 по 23 октября 2011 года.
 
                Просмотры фильмов, вошедших в состав ретроспективы фильмов ТРК «Югра», и показы в рамках II Всероссийского открытого фестиваля любительского кино «Киноконструктор» походили в концертном зале по адресу ул. Республики, 2 (258 посадочных мест).  После работы II Всероссийского открытого фестиваля любительского кино «Киноконструктор» заседания КиноКлуба проходили  в его родной аудитории № 109 по адресу ул. Республики, 19. В этой аудитории № 109 (читальный зал научной библиотеки) КиноКлуб проводит свои заседания с 5 сентября 2008 года, старта Седьмого сезона КиноКлуба. Аудитория после капитального ремонта учебного корпуса № 1 была оборудована стационарным мультимедийным оборудованием, экраном, жалюзи. В аудитории 30 посадочных мест.
 
                Еще с меньшей аудитории в апреле 2003 года КиноКлуб начинал свою работу. С сентября 2003 года по май 2007 года заседания КиноКлуба проходили в самой большой аудитории учебного корпуса № 1 – № 206 (нынешний Колонный зал).  В аудитории, рассчитанной на 100 мест,  согласно записям в Гостевой книге, которая ведется с сентября 2006 года, в среднем на каждом заседании присутствовало 37–40 человек. Заседания Шестого сезона КиноКлуба (2007–2008 учебный год) проходили в учебном корпусе № 2 в малом актовом зале (аудитория № 210). Малый актовый зал на 70 мест едва вмещал всех желающих посмотреть и поучаствовать в дискуссии по фильмам «12» и « Груз 200».
 
                Ситуация с кинодосугом в городе за 10 лет существования изменилась. Сейчас в Тюмени работают семь мультиплексов в крупнейших ТРЦ и однозальный кинотеатр Дом кино Космос (всего 33 кинозала). Безграничны возможности виртуального  пространства интернета в плане кинопросмотров. На фоне деградации российского рынка DVD-продукции  DVD-диски становятся доступнее по цене массовой аудитории. Практически все крупные кафе и рестораны города имеют залы и мультимедийное оборудование  для показа кинофильмов. Все больше тюменцев отдают предпочтение в плане кинопросмотров кабельному телевидению. В арсенале 12 компаний, предлагающих услуги кабельного телевидения, более 50 каналов, предлагающих самые разнообразные кинофильмы.
 
                Все перечисленные факты не могли не сказаться на посещаемости заседаний КиноКлуба.  В  рамках Десятого юбилейного сезона прошло 37 заседаний, на которых согласно Гостевой книге побывали 352 человека (в среднем более 9 человек на каждом заседании). 85 % из посетивших заседания КиноКлуба студенты тюменских вузов, старшеклассники. За последние три года значительно выросла взрослая аудитория КиноКлуба. Это в основном представители  городской интеллигенции, которых не устраивает репертуар тюменских кинотеатров. Особенно это касается проката европейского артхаусного кино и российских кинокартин.
 
                Актив КиноКлуба отнюдь не смущают сегодняшние цифры. Сегодняшняя ситуация такова, что киноклубовское движение в российских городах остается привлекательной формой умного полезного культурно-просветительского досуга для молодежи. Культурно-образовательный пафос КиноКлуба ТГАКИиСТ, многолетняя практика,  системность и концептуальность кинопоказов привлекает разновозрастную зрительскую аудиторию. Подготовка и курирование программ КиноКлуба – это настоящая школа профессионального кинообразования. Через эту школу в свое время прошли студенты академии, выполнявшие функции арт-директоров КиноКлуба Андрей Литвиненко и  Егор Добрынин. Автором и куратором программ был нынешний аспирант академии Евгений Белов. В рамках Десятого юбилейного сезона состоялся дебют как автора и куратора программы «Гонконг – жемчужина Азии» студента 4-го курса ТюмГу (специальность «психология») Тимура Курманова. Вот что сам Тимур говорит о своих кинопредпочтениях: «Кино люблю в целом. Могу с удовольствием смотреть кино любого жанра и производства. Особую любовь питаю к гонконгскому кино и к голливуду "золотой эры". Любимые актеры: Малкольм Макдауэлл, Чоу Юн Фат, Борис Карлов, Джэймс Кэгни. Любимые актрисы: Одри Хэпберн, Сильвия Чанг, Мэг Тилли и Джин Сиберг. Любимого режиссера нет. Наиболее близко к этому званию подошли Вонг Кар Вай, Такеши Китано, Лукино Висконти, Жан-Люк Годар и Альфред Хичкок».
 
                В рамках ОДИННАДЦАТОГО сезона КиноКлуба состоялся еще один дебют. Вместе с Тимуром в роли автора и куратора двух программ выступил аспирант академии, сотрудник научной библиотеки Александр Ляхов.  Основными предпочтениями в кино для Александра  являются как эксплуатационные (слэшер, трэшевое кино, джалло, спагетти - вестерн), так и традиционные (социальная драма, сатирическая комедия и т. д.) жанры.  Любимые режиссеры дебютанта: Френсис Форд Коппола, Серджо Леоне, Тим Бартон, Уэс Крейвен, Квентин Тарантино, Сэм Рейми, Питер Джексон (ранний), Даррен Аронофски, Клод Зиди, Антон Корбайн, Гас ван Сент, Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай, Андрей Звягинцев. Любимые актеры – Виктор Авилов, Энтони Хопкинс, Джонни Депп, Луи де Фюнес, Жан Рено, Жерар Депардье, Пьер Ришар, Колюш, Роберт де Ниро, Грегори Пек, Омар Шариф. 
 
                В течение Десятого юбилейного сезона было показано  37 фильмов в рамках 8 программ:  ретроспектива фильмов ТРК «Югра»; «Вспоминаем наиболее успешные программы прошедших лет»; «Неизвестное кино»; «Рождественский подарок»; «Гонконг – жемчужина Азии»; «Кино, за которое не стыдно»; «Le Tour de France. Тур де Франс»; «Открытый показ».
 
                Программа «Вспоминаем наиболее успешные программы прошедших лет» включала три фильма:   «Поп Америка» (режиссёр – Ральф Бакши; США, 1981); «Полено» (режиссёр – Ян Шванкмайер; Чехия, Великобритания, Япония, 2000) и  «Азур и Азмар» (режиссёр – Мишель Осело; Франция, Италия, Испания, Бельгия, 2006). Перечисленными фильмами мы вспомнили  такие программы предыдущих сезонов, как «Рождение кино из духа музыки», «Кушать подано!» и «Шедевры анимационного кино». Их автором и куратором был Егор Добрынин.
 
                Программа «Неизвестное кино» стала традиционной. Впервые программа увидела свет в рамках Восьмого сезона осенью 2009 года. Цель программы – познакомить студенческую молодежь с современным кинематографом стран Ближнего Востока  (Турция, Израиль, Палестина, Иран и  Ирак), а также стран Центральной и Латинской Америки и Африки. Осенью 2011 года программа работала в третий раз. Зрители увидели две иранские картины: «Женщины без мужчин» (режиссёры: Ширин Нешат, Шоджа Азари, 2009) и «Заверенная копия» (2010) одного из самых знаменитых в мире режиссеров Аббаса Кияростами. Фильм «Заверенная копия» принимал участие в основной программе Каннского кинофестиваля 2010 года. Актриса Жюльет Бинош была удостоена приза за лучшую женскую роль. На том же Каннском кинофестивале состоялась премьера следующего фильма программы «КрасАта» (Бьютифул) мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Исполнитель главной роли в фильме испанский актер Хавьер Бардем получил приз за лучшую мужскую роль  Каннского кинофестиваля. Два других фильма программы  представляли кинематограф Юго-Восточной Азии:  «Месть. История любви» (режиссёр –Чинг По Вонг; Гонконг, 2010) и « Поэзия» (режиссер – Ли Чан Дон; Корея Южная, 2010).
 
                Завершала 2011-й календарный год традиционная программа «Рождественский подарок».  В программу вошли три фильма. Первый фильм программы «Американский астронавт» американского режиссера Кори Макэби. Идея посмотреть и обсудить этот оригинальный черно-белый научно-фантастический музыкальный вестерн, снятый в традициях старых сериалов о космосе принадлежал многолетнему члену  актива КиноКлуба Ксении Торской.  В июле 2011 года Ксения была  участником всероссийского молодежного киногорода «МЕТРОПОЛИС» в Санкт-Петербурге. На форуме она познакомилась с Кори Макэби. Ее поразил этот человек-оркестр. Ксения посмотрела «Американского астронавта» и рекомендовала фильм для просмотра и обсуждения на заседании КиноКлуба.
 
Яркие личные впечатления стали решающими для появления в программе фильма Вима Вендерса «Пина». Руководитель КиноКлуба Наталья Соколова присутствовала на российской премьере фильма, которая состоялась 23 июля 2011 года  в Москве в кинотеатре Художественный.  Фильм посвящен творчеству величайшего хореографа современности, руководителю Театра танца в Вуппертале Пине Бауш. Фильм стал откровением для тех, кто прежде не видел спектаклей, созданных Пиной Бауш. В финале обсуждения было решено, что все новые фильмы о Пине Бауш и ее театре будут объектом пристального внимания членов КиноКлуба. В ближайших планах просмотр одного из фильмов – кинематографических событий 2011 года «Плотская любовь» знаменитого итальянского театрального режиссера Пиппо Дельбоно. Фильм посвящен Пине Бауш, по-настоящему экспериментальной, незрелищной и негламурной. В 1987 она пригласила Дельбоно поработать в своей вуппертальской труппе и, по его словам, «открыла ему глаза» на то, что нужно делать в театре. «Плотская любовь» начинается с гвоздик, которыми усыпана сцена, как любила делать Бауш.
 
Очередным кинематографическим ликованием стал просмотр анимационного фильма «Иллюзионист»  французского аниматора, художника и сценариста  Сильвена Шоме. «Иллюзионист» –  второй полнометражный анимационный фильм (после «Трио из Бельвилля», 2003) Сильвена Шоме. В основе мультфильма лежит невоплощённый сценарий французского мима, актёра и режиссёра Жака Тати, записанный в виде личного письма к его ныне покойной старшей дочери в сотрудничестве со знаменитым сценаристом Жаном-Клодом Карье между фильмами «Мой дядя» и «Время развлечений». Сценарий передала Шоме младшая дочь Тати, Софи Татищефф, когда Шоме просил разрешения использовать сценку из фильма Тати «Праздничный день» в своём мультфильме «Трио из Бельвилля». Татищефф предложила сделать из него мультфильм, так как ей не хотелось, чтобы её отца играл актёр.
 
Новый календарный 2012-й год КиноКлуб начал с программы «Гонконг – жемчужина Азии». Автором и куратором программы впервые стал студент 4-го курса ТюмГу (специальность «психология») Тимур Курманов. Программа была посвящена кинематографу Гонконга и включала 6 фильмов. Тимур Курманов составил программу  вразрез представлениям о том, что в Гонконге снимают только фильмы жанра экшен. В программе он попытался собрать самые интересные работы известных гонконгских артхаусных режиссеров. От деятелей «новой волны» (рубеж 70-х – 80-х) до молодой поросли, начавших свой творческий путь только в нулевых. Речь идет о таких режиссерах, как:  Энн Хуи, Мэйбл Чеунг, Стэнли Кван, Эдмонд Панг, Джонни То. Автор программы намеренно обошел стороной Вонга Кар Вая, потому что его творчество  и так широко известно  российскому зрителю (в предыдущих сезонах на заседаниях КиноКлуба были показаны его фильмы «Любовное настроение» и  «2046»). Много открытий было сделано зрителями на просмотрах фильмов программы «Гонконг – жемчужина Азии». Зрители впервые увидели «женское лицо» кинематографа Гонконга. Энн Хуи и  Мэйбл Чеунг – женщины-режиссеры. Именно Мэйбл Чеунг показала в своем фильме «Восемь таэлей золота» другую сторону дарования знаменитого гонконгского актёра Саммо Хунга.
 
                Вслед за программой «Гонконг – жемчужина Азии» стартовала самая популярная программа КиноКлуба «Кино, за которое не стыдно» (лучшее российское кино 2011 года). Программа «Кино, за которое не стыдно» имеет статус «традиционной» и работала в восьмой раз. На этот раз бессменный автор и куратор программы Наталья Соколова выбрала для показа и обсуждения 7 фильмов. Признаться,  выбор был не из легких. В первоначальном списке было 26 фильмов. Главным критерием отбора стал факт наличия в продаже лицензионного DVD-диска с фильмом. Некоторые фильмы из лонг-листа было решено включить в другие программы. Так фильмы-экранизации литературных произведений, такие как «Faust» Александра Сокурова и «Борис Годунов» Владимира Мирзоева вошли в будущую программу «Актуальное кино».  12 фильмов, не вошедших в шорт-лист, автором программы были представлены в финале программы в виде своеобразного видеодайджеста с комментариями: «Бабло», «Бедуин», «Безразличие», « В субботу», «Два дня», «Дом», «Другое небо», «Огни притона», «Охотник», «Перемирие», «Поп», «Сибирь,  Монамур». Все присутствовавшие на заседании отметили отличные актерские работы нашего земляка Алексея Шлямина  в фильмах «Бабло» и «В субботу».  Решено было организовать творческую встречу актера со студентами тюменских вузов под девизом «Не Окуневым единым…».
 
                В связи с программой «Кино, за которое не стыдно» стоит упомянуть об одной из традиций КиноКлуба – выездные заседания КиноКлуба в тюменских мультиплексах. Эта традиция выросла из глубокого убеждения руководителя КиноКлуба Натальи Соколовой, что самый правильный просмотр качественного кино возможен только в кинотеатре.                Начало традиции положило приглашение членов КиноКлуба на премьеру фильма Павла Лунгина «Остров» в кинотеатр «Премьер». Члены КиноКлуба являются постоянными зрителями фестиваля «Неправильное кино». Учитывая масштабность последних фильмов Н.С. Михалкова «Предстояние» и «Цитадель», члены КиноКлуба смотрели эти фильмы в Синема Парке. В рамках Десятого юбилейного сезона в Синема Парке члены КиноКлуба посмотрели: «Шапито-шоу», «Faust», «Дирижер», «Артист», «Драйв», «Хранитель времени», «Аноним», «Ромовый дневник», «Шпион».
 
                Итак, нам не было стыдно в Десятом юбилейном сезоне  за фильмы: «Елена», «Жила-была одна баба», «Громозека», «Портрет в сумерках», « Мишень», «Шапито-шоу», «Гоп-стоп». Просмотры и обсуждения всех фильмов сопровождались демонстрацией дополнительных видеоматериалов: фрагментов из документальных фильмов, посвященных съемкам фильмов, вошедших в программу; фрагментов из телепередачи  канала «Культура» «Магия кино»; интервью с режиссерами.
 
                Завершали Десятый юбилейный сезон две программы, посвященные французскому кино: «Le Tour de France. Тур де Франс» и «Открытый показ». К французскому кино отношение особенное среди актива КиноКлуба. Всего за десять сезонов работы КиноКлуба было показано 34 французских фильма из 295. В рамках указанных выше программ были показаны, как новые французские картины, так и фильмы 80-х, 90-х годов XXвека. В июне на заседаниях КиноКлуба Академии культуры,  искусств и социальных технологий продолжим смотреть французское кино.
 
                В рамках программы «Тур де Франс» мы смотрели и обсуждали:
 
–  культовый фильм  «Дива»: дивились изобразительному мастерству режиссера Жан-Жака Бенекса и восхищались музыкой Владимира Косма;
 
– говорили о взаимодействии (взаимопроникновении и взаимовлиянии) современных французской и американской культур в фильме Матье Амальрика «Турне»;
 
– вспоминали грузинские фильмы Отара Иоселиани после просмотра его последнего проникнутого неповторимой авторской иронией фильма «Шантрапа»;
 
– говорили и смотрели документальные фильмы о незабываемых 60-х и 70-х (Твигги, Джейн Биркин; Blowup; Брижит Бардо) перед просмотром фильма «Генсбур. Любовь хулигана».
 
В июньской программе «Открытый показ» мы посмотрели  и делились впечатлениями:
 
–  о сюрреалистической комедии неподражаемого и бесконечно скандального Бертрана Блие «Вечернее платье»;
 
– о творчестве двух великолепных современных французских киноактрис Натали Бай и Жозиан Баласко.
 
7-го сентября 2012 года программой Тимура Курманова «Нежный возраст» стартовал ОДИННАДЦАТЫЙ сезон КиноКлуба ТГАКИиСТ. 
 
Кино о подростках и для подростков всегда занимало особую нишу. Сами подростки могут почерпнуть  в нем что-то важное в их пути взросления. А для взрослых просмотр такого фильма – это отличная возможность поностальгировать о прекрасной поре их жизни. В программе «Нежный возраст» мы собрали как классические ленты, так и более современные киновысказывания на данную тему. С разбросом стран-производителей (от Франции до Японии) и жанров (от драмы до фантастического боевика).
 
Главным событием ОДИННАДЦАТОГО сезона стал IIIВсероссийский фестиваль документального кино «КинЗА»,который прошел  в рамках V Всероссийского открытого форума искусств и культурных инноваций «К успеху через творчество» с 10 по 13 октября 2012 года.
 
                В начале ноября начала свою работу программа Тимура Курманова и Александра Ляхова «Ледяной нож». Эта программа была посвящена темам безумия и насилия в кино. В ней были собраны самые значительные образцы фильма ужасов, снятые за последние 70 лет, которые можно отнести к поджанру протослэшера. Слэшер – это эксплуатационное молодежное кино о безумных маньяках-убийцах, дешевое и состоящее из одних клише. В рамках этой программы будут показаны фильмы, под влиянием которых эти клише сформировались.
 
                Завершила 2012-й календарный год традиционная программа «Рождественский подарок». В рамках программы были показаны два лучших фильма уходящего года: обладатель премии «Оскар» фильм «Артист» и победитель 65-го Международного Каннского кинофестиваля фильм «Любовь».
 
                Новый, 2013-й год, начался программой «Лезвие страха: эволюция слэшера». Программаявляется логическим продолжением программы «Ледяной нож». В программе  «Лезвие страха: эволюция слэшера» ее авторы и кураторы Тимур Курманова и Александр Ляхов  продемонстрировали  самые яркие образчики слэшера. Их просмотр и обсуждение поможет лучше понять это явление в американском кино.
 
                В рамках программы были  представлены фильмы:
 
– «Техасская резня бензопилой(1974; реж. Тоуб Хупер) – каноничный фильм жанра, наряду с «Хэллоуином» Джорджа Карпентера,  смоделировавший основные законы слэшера и способствовавший появлению нового тренда в horror movie;
 
– «Пятница, 13»(1980; реж. Шон Каннингэм) - один из наиболее известных представителей слэшера, способствовавший его популярности и являющийся примером    коммерческой составляющей данного направления;
 
– «Мой кровавый Валентин(1981; реж. Джон Михалка) – фильм «золотой эпохи» слэшера, ясно показывающий основные тенденции развития жанра на тот период;
 
– «Лагерь вечных снов»(1983; реж. Роберт Хилцик) – самый неоднозначный фильм данного направления, сочетающий в себе основные клише жанра и откровенно фрейдистскую составляющую;
 
– «Кошмар на улице Вязов» (1984; реж. Уэс Крейвен) – наиболее «интеллектуальный» фильм, самый спорный слэшер.  Именно с данного фильма начался новый этап в развитии слэш – направления;
 
– «Крик»(1996; реж. Уэс Крейвен) – логичное завершение программы. Фильм «Крик», наряду с «Кошмаром на улице Вязов»  ознаменовал собой новый этап в развитии слэшера – высокопрофессиональное кино, ориентированное преимущественно на молодежную аудиторию, сочетающее и заимствующее приемы «золотой эпохи».
 
                В феврале-марте 2013 года  впервые на заседаниях КиноКлуба говорили об экранизациях классических литературных произведений в современном кино. В рамках программы «Актуальное кино» было 5 самых ярких, по мнению автора и куратора программы Натальи Соколовой, кинофильмов последних лет, демонстрирующих разные подходы к экранизации литературной классики: «Борис Годунов», «Грозовой перевал», ««Faust», «Анна Каренина», «Жизнь и судьба».
 
                Самая популярная программа КиноКлуба «Кино, за которое не стыдно» работала с конца марта до начала июня. Автор и куратор Наталья Соколова  отобрала самые заметные российский фильмы 2012-го года. Среди них: «Жить», « В тумане», «Я тоже хочу», «Конвой», «Я буду рядом» и другие.
 
                Завершила ОДИННАДЦАТЫЙ сезон КиноКлуба традиционная программа «Открытый показ». В рамках программы были показаны самые взрослые и провакативные картины 2012-го года:  «Стыд» / Shame / (Великобритания, 2011, режиссер – Стив Маккуин; «Сексуальные хроники французской семьи» / Chroniques sexuelles d'une famille d'aujourd'hui (Франция, 2012), режиссеры: Жан-Марк Барр, Паскаль Арнольд; «Откровения» / Elles / (Германия, Польша, Франция, 2011), режиссер: Малгожата Шумовска.
 
                ОДИННАДЦАТЫЙ сезон стал для КиноКлуба прорывом в международном сотрудничестве.
 
                Неделя шведского кино прошла в  Тюмени в рамках дней Швеции в Тюменской области. Проведение Недели поручено было КиноКлубу. Показы приходили с 28 февраля по 6 марта в концертном зале академии по адресу: улица Республики, 2.  Зал вмещает 258 мест. Во все дни показов был аншлаг. Каждый вечер в зале собиралось не менее 200 зрителей.
 
                Показы проходили в традиционном для КиноКлуба формате: со вступительной беседой и обсуждением. Автором бесед и модератором обсуждений была руководитель КиноКлуба Наталья Соколова.
 
                Во вступительных беседах Наталья Соколова пыталась вместе со зрителями ответить на вопрос: Какое место  в жизни современных тюменцев занимает шведская культура, в целом,  и шведское кино,  в частности?
 
                Выяснилось, что тюменцы знают и любят сказки  Се́льмы  Ла́герлёф и Астрид Линдгрен. Зрители назвали до десятка экранизаций произведений этих писательниц. Особенно зрители отметили анимационные фильмы: «Заколдованный мальчик» (Советский рисованный мультипликационный фильм 1955 года. Создан на студии Союзмультфильм по мотивам повести Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Режиссеры: Владимир Полковников и Александра Снежко-Блоцкая) и «Малыш и Карлсон» (Советский мультипликационный фильм 1968 года, экранизация первой части одноимённой трилогии Астрид Линдгрен. Режиссер – Борис Степанцев). Любители театрального искусства вспомнили о великом шведском драматурге Августе Стриндберге и громкой столичной премьере в Театре Наций спектакля  «Фрекен Жюли»,  который поставил руководитель берлинской «Шаубюне» Томас Остермайер.
 
                Разуется,  зрителям хорошо известен бестселлер «Миллениум», трилогия шведского писателя Стига Ларссона о детективе-журналисте Микаэле Блумквисте и девушке-хакере Лисбет Саландер. Большинсту тюменцев трилогия известна  по экранизациям. Речь идет, прежде всего, о шведской экранизации 2009 года — фильме «Девушка с татуировкой дракона» режиссёра Нильса Ардена Оплева и о  голливудской экранизации  2011 года под тем же названием режиссёра Дэвида Финчера. Причем, зрители признались, что шведская экранизация оказалось более удачной, чем американская.
 
                Для зрителей зрелого возраста шведское кино до данной Недели ассоциировалось только с именами Ингмара Бергмана и Роя Андерссона. Наталья Соколова рассказала о творчестве других шведских кинорежиссеров: Яне Труэлле, Бу Видерберге, Вильготе Шёмане, Лассе Халлстроме, Рубене Эстлунде, Томасе Альфредсоне и Юсефе Фаресе. Отдельный сюжет был посвящен творчеству режиссера с самой успешной в современной России прокатной судьбой – Лу́каса Му́диссона. Его фильм 1998 года «Покажи мне любовь» пользовалась большим успехом у российских зрителей. Не менее популярной в России была картина Мудиссона «Лиля навсегда» с российскими актерами в главных ролях. Инициатива Мудиссона по привлечению российских актеров в свои проекты становится традицией. Так, Томас Альфредсон в свой последний фильм «Шпион, выйди вон!» пригласил Светлану Ходченкову и Константина Хабенского.
 
                Зрители отметили, что современное шведское кино незримо присутствует в информационном пространстве тюменцев. Наталья Соколова рассказала зрителям о том, что на последнем фестивале документального кино «Артдокфест-2012» в декабре 2012 главный приз был присужден фильму шведских документалистов Коге Йонссона и Хакана Пьеневски «А была любовь». Наталья Соколова напомнила зрителям о недавней церемонии вручения премии американской киноакадемии «Оскар». В номинации «лучший документальный фильм» победила британско-шведская картина «В поисках Сахарного Человека» (Searching for Sugar Man) режиссера Малика Бенджеллуля.
 
                Внимательный зритель и ценитель европейского артхаусного кино непременно найдет в тюменских магазинах диски с современными шведскими фильмами. Наталья Соколова продемонстрировала недавнее свое приобретение – диск с фильмом  «Обезьянки». Режиссерский дебют Лизы Аскан в 2011 году стал фестивальным хитом, получив множество призов. Фильм в 2012 году получил призы в категориях «Лучший фильм», «Лучший сценарий» и «Лучший звук» национальной премии Швеции в области киноискусства «Золотой жук». В России фильм был издан компанией «Кино без границ».  Дистрибьюторская компания «Кино без границ» занимается прокатом артхаусного кино в России. Президентом компании является Сэм Клеба́нов – российско-шведский деятель киноиндустрии, дистрибьютор, продюсер, киновед.
 
                О Сэме Клеба́нове Наталья Соколова рассказала зрителям в связи с темой о совместных советско(российско)-шведских кинопроектах. Зрители, которым  за 50,  хорошо помнят фильм 1971 года «Человек с другой стороны» (режиссер Юрий Егоров) с блистательными актерами, исполнителями главных ролей,  Биби Андерссон и Вячеславом Тихоновым. Наталья Соколова напомнила молодым зрителям о последнем фильме Андрея Тарковского «Жертвоприношение», снятом в 1986 году в Швеции со шведскими актерами. Молодые зрители хорошо знают современного британского актера Кри́стиана Бейла, широко известного как исполнитель роли Бэтмена в одноимённой культовой трилогии Кристофера Нолана. Дебютом Бейла в большом кино стала роль в совместном советско-скандинавском — фильме 1987 года «Мио, мой Мио». В этой картине, поставленной Владимиром Грамматиковым по мотивам детской сказки Астрид Линдгрен, начинающий актёр играет Юм-юма, друга главного героя Мио. Еще одна совместная советско-шведская картина 1989 года «Интердевочка» режиссера Петра Тодоровского оказалось памятна многим зрителям Недели шведского кино. Наталья Соколова рассказа о последнем совместном кинопроекте России и Швеции – фильме  2009 года «Горячие новости».  В качестве сценариста и продюсера принял участие в создании фильма Сэм Клеба́нов.
 
                Во время обсуждения первого фильма Недели «Симон и дубы» зрители отметили масштабность эпической кинодрамы. Наталья Соколова рассказала зрителям, что фильм является киноадаптацией романа-бестселлера Марианны Фредрикссон. Режиссер картины Лиза Олин, отвечая на вопрос «Сложно ли приспосабливать к экрану большое литературное произведение?», признавалась: «За экранизацию этого романа брались многие, но ничего не выходило. Когда я приступила к проекту, передо мной лежали семь версий сценария. Но они меня не устраивали, и вместе с драматургами и продюсерами я продолжала искать новые варианты. Остановилась я, представьте себе, только на восемнадцатой версии». Зрителям  показался интересным замысел режиссера: показать,  как строятся отношения между двумя семьями, – простой рабочей шведской семьей и еврейской семьей городских интеллектуалов. Не могли не отметить зрители тему антисемитизма, поднятую в фильме. В связи с этим Наталья Соколова поделилась своими впечатлениями о посещении мемориала «Яд ва-Шем» в  Иерусалиме. Рядом с мемориалом находится Аллея праведников, вокруг которой растут шестьсот деревьев, посаженные в честь людей нееврейского происхождения, рисковавших жизнью ради спасения евреев от нацистских палачей. На одном из этих деревьев — имя шведа Рауля Валленберга. В 2012 году отмечалось столетие со дня рождения Валленберга. Ни один из шведов не удостаивался такого международного признания и такого внимания, какие выпали на долю Рауля Валленберга. Вооруженный одним лишь гражданским мужеством, Рауль Валленберг спас во время Второй мировой войны десятки тысяч евреев.
 
                Многослойная кинодрама «До Антиба в один конец» опытным насмотренным зрителям напомнила знаменитый фильм Ингмара Бергмана «Земляничная поляна». Зрители отметили мягкую иронию создателей, небанальность сюжетных решений.
 
                Когда на последнем обсуждении подводили итоги Недели, выяснилось, что из всех фильмов, вошедших в программу, комедия «Космос без чувств» среди молодых зрителей был признан лучшим. Зрители говорили о талантливой работе Билла Скарсгарда. Зрители видели этого молодого актера в двух фильмах разных жанров и отметили разносторонность его дарования.
 
                На обсуждении фильма «В тысячу раз сильней» зрители единодушно признали профессионализм зрелого мастера – режиссера Петера Шильдта. Взросление личности, поиски своей индивидуальности, осознание своей самобытности,  – все эти проблемы, поднятые в фильме, оказались близки  зрителям. Юноши признались на обсуждении, что мечтают встретить такую яркую личность, как героиня фильма Сага. Фильм нарушает стереотипы кино, адресованного юношеству. Фильм ««В тысячу раз сильней» зрители невольно вспомнили на обсуждении другой картины, в центре которой тоже подростки – «Себбе». Фильм «Себбе» напомнил зрителям своей стилистикой фильмы Гаса Ван Сента. Особенно фильм «Слон». Вспоминая слова американского режиссера, можно сказать о фильме «Себбе», что это еще одна «поэма о трудном возрасте». Созерцательность, долгие планы,  отстранённость камеры  – создают особое настроение у зрителя. Подкупает образ главного героя – Себастьяна. Этот пятнадцатилетний подросток выглядит мудрецом на фоне своей инфантильной матери. Не влюбиться в такого героя невозможно. Правильно, что у картины открытый финал. Нельзя вновь не вспомнить слова Гаса Ван Сента: «Современное кино принимает форму проповеди. Вы не думаете, а только получаете информацию. Этот фильм — не проповедь. Смысл этого фильма не диктуется вам режиссёром. Надо надеяться, что интерпретаций столько же, сколько и зрителей».
 
                Драма «Мисс Кики» доставила удовольствие поклонникам таланта Перниллы Аугуст. Наталья Соколова в беседе, предваряющий просмотр фильма, рассказала о творчестве Перниллы Аугуст, прежде всего, о ее ролях в фильмах датского режиссера Билле Аугуста. Наталья Соколова наряду с рассказом о творчестве Перниллы Аугуст предложила зрителям поговорить о других выдающихся шведских киноактрисах. Наталья Соколова спросила у зрителей: знают ли они, кто из деятелей шведской культуры изображен на  банкнотах национальной валюты Швеции – шведских кронах? На лицевой стороне 20 шведских крон мы видим  изображение писательницы Сельмы Лагерлёф.  На лицевой стороне 50 шведских крон  изображена оперная певица Йенни Линд. Сегодня на лицевой стороне 100 шведских крон – изображение Карла Линнея,  самого известного в мире шведского учёного-естествоиспытателя. В апреле 2011 года Банк Швеции сообщил о планах выпуска в 2014—2015 году новой серии денежных знаков. На аверсе купюры достоинством 100 шведских крон будет размещён портрет Греты Гарбо. Грета Гарбо входит в десятку самых великих кинозвёзд всех времён. Грета Гарбо дважды, в двух фильмах, исполнила роль Анны Карениной. Наталья Соколова рассказала зрителям о «нацистской Грете Гарбо» – кинозвезде Третьего рейха Царе Леандер. Цару Леандер упоминает Иосиф Бродский в стихотворении «Двадцать сонетов к Марии Стюарт»:
 
«В конце большой войны не на живот,
 
когда что было жарили без сала,
 
Мари, я видел мальчиком как Сара
 
Леандр шла топ-топ на эшафот.»
 
                Ингрид Бергман – легенда кинематографа, великая актриса, которой восхищался весь мир. Так же как и Грета Гарбо  входит в десятку самых великих кинозвёзд всех времён. Она снялась в огромном количестве картин, играла во многих спектаклях, семь раз номинировалась на «Оскар» и два раза его получила. Дочь Ингрид Бергман от брака с итальянским  кинорежиссёром Роберто Росселлини, Изабелла Росселлини – всемирно знаменитая актриса и модель.        
 
                Поклонники творчества Федерико Феллини помнят божественную Аниту Экберг. Анита Экберг сыграла в четырех фильмах Федерико Феллини: «Сладкая жизнь», «Боккаччо-70», «Клоуны», «Интервью». Бритт Экланд стала девушкой Бонда в девятом фильме об английском суперагенте «Человек с золотым пистолетом». Музами Ингмара Бергмана были всемирно знаменитые актрисы Биби Андерссон и Лив Ульман. Блистательную карьеру в Голливуде сделала Лена Олин. Многие помнят пронзительную игру Марии Бонневи в фильме Андрея Звягинцева «Изгнание». 
 
                После разговора об актрисах вспомнили выдающихся шведских киноактерах: о легенде мирового кино Максе фон Сюдове; о любимых актерах Бергмана и Тарковского: Гуннаре Бьёрнстранде и  Эрланде Юзефсоне; о современных голливудских знаменитостях:  Стеллане и  Александре Скарсгардах, Дольфе Лундгрене.
 
                 Фильм «Мисс Кики» покорил в первую очередь зрелых зрительниц искренностью. Юным зрителям заполнились молодые актеры. Некоторые из участников обсуждения вечером того же дня в социальных сетях познакомились с  Людвигом  Пальмеллем и Хуангом  Хо.
 
                Обсуждение самой именитой картины Недели  «Звуки шума» было эмоциональным. Многим зрителям картина показалась провакативной, ироничной и глубокой.
 
                Все зрители отмечали великолепное качество визуального ряда фильмов. Наталья Соколова напомнила зрителям о выдающемся шведском кинооператоре и режиссере Свене Нюквисте. Современное шведское кино в плане операторского мастерства традиционно на высоте.
 
                КиноКлубу было поручено проведение Дней финского кино в  Тюмени в рамках дней Финляндии в Тюменской области. Инициатива обращения к КиноКлубу ТГАКИиСТ принадлежит атташе отдела  прессы и культуры Посольства Финляндии в Москве Алла Богомолова. Алла Богомолова слышала лестные отзывы Анны Фоменковой, советника по культуре Посольства Швеции в Москве, о проведенной КиноКлубом ТГАКИиСТ  Неделе шведского кино в феврале–марте 2013 года.
 
                Показы приходили с 24 апреля по 26 апреля в читальном зале Научной библиотеки академии по адресу: улица Республики, 19, аудитория 109.  Зал вмещает 30 мест. Во все дни показов был аншлаг. Каждый вечер в зале собиралось не менее 40 зрителей. Последний день кинопоказов собрал 50 зрителей.
 
                Показы проходили в традиционном для КиноКлуба формате: со вступительной беседой и обсуждением. Автором бесед и модератором обсуждений была руководитель КиноКлуба Наталья Соколова.
 
                Во вступительных беседах Наталья Соколова пыталась вместе со зрителями ответить на вопрос: Какое место  в жизни современных тюменцев занимает финская культура, в целом,  и финское кино,  в частности?
 
                В день открытия зрители вспоминали стихи А.С. Пушкина, посвященные финнам. Все единодушно назвали персонажей детской литературы муми-троллей,  центральных персонажей серии книг, написанных финской писательницей Туве Янссон, первоначально изданной на шведском языке. Зрители наперебой называли  многочисленные анимационные киновоплощения мумии-троллей.  Не забыли зрители и о знаменитой в России рок-группе Мумий Тролль.
 
                Наталья Соколова напомнила зрителям все значительные исторические вехи российско-финских отношений. Все признали, что это были исключительно драматические отношения, а подчас и трагические. Достаточно назвать советско-финские войны конца 30-х годов. В подтверждение этих мыслей зрителям был предложен фрагмент из художественного фильма «Кукушка» Александра Рогожкина.
 
                Но поскольку Дни финского кино открывались комедией, Наталья Соколова предложила вспомнить знаменитую советско-финскую кинокомедию Леонида Гайдая «За спичками». Фильм вышел на экраны СССР и Финляндии в 1980-м году. Фильм «За спичками» является экранизацией экранизация одноимённой повести Майю Лассила. «Майю Лассила» писательский псевдоним А́льгота У́нтола. Трагическая судьба писателя связана с Октябрьской революцией и Гражданской войной в России.
 
                Зрители с удовольствием поддержали кинокомедийную тему, вспомнив незабываемую серию фильмов начиная с «Особенностей национальной охоты», Александра Рогожкина с обаятельным финским актером Вилле Хаапасало.
 
                Во время обсуждения первого фильма «Лапландская Одиссея» зрители единодушно отметили его схожесть со знаменитой комедией Л. Гайдая «За спичками». В ней аналогичное по своей простоте бытовое задание жены оборачивается для мужа небывалым путешествием. Все это делает «Лапландскую Одиссею» близким и понятным отечественному зрителю фильмом. Все зрители отметили, что, несмотря на комедийный сюжет, фильм исключительно информативен. Зрители узнали много интересного о жизни финской глубинки. Фильм развеял некоторые предвзятые представления россиян о жизни современных финнов, в частности об употреблении финнами алкогольных напитков. 
 
                Традиционно для информированных зрителей финское кино ассоциируется с его безусловным харизматичным лидером Аки Каурисмяки.  Второй день кинопоказов начался с показа фрагментов из фильма-концерта «Балалайка шоу» (Total Balalaika Show, 1994). Фильм-концерт снят на основе совместного выступления самого известного ансамбля в Финляндии «Ленинградские ковбои» (настоящее название «Sleepy Sleepers»), с ансамблем им. Александрова 12 июня 1993 года. Это немыслимое, словно срежиссированное безумцем зрелище собрало 70 тысяч человек перед самой большой открытой сценой, когда-либо выстроенной в Финляндии, — на Сенатской площади в Хельсинки. Спустя десять лет этот опыт был повторен: ретро­концерт, концерт-ремейк назывался Global Balalaika Show.
 
                Затем Наталья Соколова рассказала о творчестве самого знаменитого финского режиссера. В КиноКлубе ТГАКИиСТ особое отношение к Аки Каурисмяки. В разных программах КиноКлуба были показаны его фильмы: «Гамлет идёт в бизнес», «Человек без прошлого» и «Огни городской окраины». Мы аплодировали его короткометражке из киноальманаха «У каждого своё кино».
 
                Премьера фильма «Гавр» состоялась 17 мая 2011 года в рамках 64-го Каннского кинофестиваля — фильм был включён в конкурсную программу. 8 сентября 2011 года фильм вышел в прокат в Германии, 9 сентября — в Финляндии, 21 декабря — во Франции, 21 июня 2012 года — в России. В январе 2012 года фильм победил в 6 номинациях (в том числе «лучший фильм года») на премию Jussi (Юсси), главную кинематографическую премию Финляндии.
 
                Наталья Соколова процитировала главу из сборника «Аки Каурисмяки. Последний романтик» (Новое литературное обозрение, 2006). По словам автора главы  Андрея Плахова, «предки Каурисмяки носили фамилию Кузьмины и были выходцами из Карелии, его родители встретились в Выборге». Финляндия – прекрасная страна. Но Аки Каурисмяки делит свою жизнь между Финляндией и Португалией. Он является самым именитым жителем  округа Порту.
 
                Фильм «Гавр» потряс своей пронзительной искренностью зрителей. У многих на глазах были слезы. Наталья Соколова рассказала зрителям о диалоге фильма «Гавр» с фильмом Каурисмяки «Жизнь богемы». В итоге большинство согласилось с мнением маститого российского кинокритика Зары Абдуллаевой: «Выдумав такую нереальность, лишив героев отчаяния, наградив солидарностью и жертвенностью, мелодраматично цветущей сакурой, Каурисмяки снял свой самый отчаянный фильм об отчаянии. Кажется, что он покоится на костях банальности. Но ничего жанрового в «Гавре» нет, включая чудесное исцеление Арлетти или счастливое спасение африканца. Эти хэппи энды — сон режиссера, знающего про кошмар реальности не по сводкам с конгрессов здравомыслящих интеллектуалов или спецов по проблемам беженцев. Эти трагические в своей откровенной фикции финалы, хоть и овеяны чаплиновской щемящестью (щенячестью), запомнятся как безутешный оммаж финского гения киноиллюзии» (Искусство кино. – 2012. – №7).
 
                Третий день показов Наталья Соколова рассказала зрителям о дружбе КиноКлуба ТГАКИиСТ с  Анастасией Лапсуй. Анастасия Тимофеевна Лапсуй родилась в 1944 году на Ямале. Окончила Салехардское национальное педагогическое училище. Училась в Уральском государственном университете. 26 лет своей жизни посвятила подготовке радиопрограмм на ненецком и русском языках. В начале 1970-х годов занялась собиранием, обработкой и подготовкой к печати ненецкого фольклора. Результатом фольклорных изысканий стала «Хрестоматия для детских дошкольных учреждений», изданная на ненецком языке. Перевела на ненецкий язык сказки Пушкина. Живет и работает сейчас в Хельсинки.
 
                С 1991 г. Анастасия Лапсуй работает вместе со своим мужем Маркку Лехмускаллио, выбрав основной темой для совместного творчества самобытную культуру малочисленных народов Севера. Маркку Лехмускаллио, талантливый режиссер, сценарист, оператор и подлинный ученый-этнограф, известен далеко за пределами Финляндии своими фильмами о народах Крайнего Севера, об их жизненном укладе и верованиях, об их нелегкой исторической судьбе.
 
                Анастасия и Маркку свои фильмы делают очень долго — на каждый из них уходит год-полтора. У них своя маленькая кинокомпания, Маркку Лехмускаллио — генеральный директор, а Анастасия Лапсуй является и кинорежиссером, и звукоинженером, и мастером на все руки. Они делают все сами, от первой строчки до того момента, когда фильм выходит к зрителям: пишут сценарии, снимают, монтируют.
 
                Анастасия Лапсуй – первая иностранка, получившая финскую премию «За выдающиеся заслуги перед страной». Обладательница многочисленных международных наград. Она является членом Европейской Академии кино, главного литературного общества Финляндии «Калевала». В 2000 году удостоена звания «Лучший режиссер-женщина» на фестивале в Париже.  Фильмы Анастасии Лапсуй участники и призеры самых престижных международных кинофестивалей.
 
                Весной 2012 года Анастасии Лапсуй присуждено Звание почетного доктора искусств Лапландского университета (Финляндия).
 
                КиноКлуб ТГАКИиСТ гордится тем, что познакомили тюменцев с творчеством этого всемирно известного режиссера.  Впервые в Тюмени в рамках II Международного фестиваля документального кино  «КинЗА» (ноябрь 2010 года) на большом экране были показаны четыре кинорежиссера Анастасии Лапсуй: «Дорога / Nedarma / Matka» (Финляндия, 2007), «Фата Моргана / Fata Morgana» (Финляндия, 2005), «Анна / Anna» (Финляндия, 1997), «Пудана – последняя в роду / Pudana» (Финляндия, 2010).
 
6-го сентября 2013 года программой Алексея Касперова «ЧЕШСКОЕ КИНО» стартовал ДВЕНАДЦАТЫЙ сезонКиноКлуба.  Алексей Касперов  студент четвертого курса актерского отделения колледжа искусств. Это его дебют в качестве автора и куратора программы. Алексей серьезно увлечен чешской культурой,  в частности кино и литературой. У Алексея есть собственный опыт создания объемных анимационных фильмов (в качестве материала для своих персонажей Алексей использует пластилин). В этой же технике Алексей создает афиши к спектаклям учебного театра Актис. Теперь вам понятно, почему в программе «ЧЕШСКОЕ КИНО» два фильма выдающегося режиссера Яна Швакмайера. Вот что сам Алексей написал о своей программе: «Чешский кинематограф – оригинальное явление в мире киноискусства, имеющее особенный почерк, какой-то неповторимый аромат, вкус, размах, подобно чешской национальной кухне или известному на весь мир чешскому пиву. К сожалению, эта страна больше всего, наверное, и славится только сливовицей, пивом и Шкодой. Мало кого интересует Чешское современное искусство, писатели, такие, как Богумил Грабал, Ярослав Гашек, Милан Кундера.  И уж тем более практически невозможно достать в России драматургию Вацлава Гавела, бывшего президента Чехии. И есть  объяснения этой непопулярности. Чешское искусство элитарное, далеко не для массового потребления, закрытое, варящееся в собственном соку, уделяющее минимум внимания набиванию кошелька».
 
                В рамках программы будут показаны фильмы чешских режиссеров «новой волны» и современного чешского кино:
 
                «Безумие (Лунатизм)» (2005, режиссер Ян Шванкмайер) –  Фильм ужасов, проверяющий два подхода к руководству психиатрической больницей — «абсолютная свобода» против «контроля и наказание» — в пределах контекста мира, который комбинирует худшее из обоих.
 
                «Пережить самого себя» (2010, режиссер Ян Шванкмайер) – психологическая комедия про хаотичный внутренний мир мужчины, балансирующего между сном и реальностью.
 
                «Поезда под пристальным наблюдением» (1966, режиссер Йиржи Менцель) – История взросления ребенка, развертывающаяся на фоне нацистской оккупации. По роману Богумила Грабала
 
                «Я обслуживал английского короля» (2006, режиссер Йиржи Менцель) – История взлета и падения карьеры одного пражского официанта в первой половине двадцатого века. Амбициозный молодой человек из официанта в гостинице маленького чешского приграничного городка попадает в огромный отель в центре Праги. Но настоящий взлет карьеры официанта случается после захвата Чехословакии немецкими войсками…
 
                «Пуговичники» (1997, режиссер Петр Зеленка) – У каждого свои странности и чужая душа - потемки. Кто-то предпочитает заниматься любовью в такси на скорости 60 км в час, кто-то любит плевать в след уходящему поезду, а кто-то просто обожает выкусывать пуговицы из диванов весьма своеобразным и даже неприличным способом. Созерцание всех этих эксцентриков, однако , настраивает нас к концу фильма на философский лад. Странности бытия, одновременно смешные и грустные то пошлые, то страшные , выстраиваются в мозаику и создают целостную картину.
 
                «Коля» (1996, режиссер Ян Сверак) – Чешский музыкант, убежденный холостяк по меркантильным соображениям вступает в фиктивный брак с русской женщиной. Судьба наносит ему неожиданный удар. «Жена» исчезает, и герой вынужден заботиться о ее пятилетнем сыне Коле, который не понимает ни слова по-чешски, а его воспитатель не говорит по-русски. Их ждет трудный путь к пониманию, – путь, полный забавных недоразумений, веселых и грустных приключений, улыбок и любви…
 
Следующая программа ДВЕНАДЦАТОГО сезона «ОБЩЕСТВО МЕРТВЫХ ЯПОНСКИХ РЕЖИССЕРОВ» (автор и куратор Тимур Курманов) была посвящена памяти трех выдающихся японских кинорежиссеров, ушедших из жизни в прошлом году. Речь идет о Кането Синдо, Кодзи Вакамацу и Нагиса Осиме. Все трое начали свой творческий путь примерно в одно время, но снимали очень разное кино. В рамках этой программы будут показаны их самые заметные киноработы. Название программы отсылает к знаменитому фильму Питера Уира и отражает положение дел в японском кинематографе.
 
Главным событием ДВЕНАДЦАТОГО сезона стал IV Международный фестиваль документального кино «КинЗА», который прошел  в рамках VI Всероссийского открытого форума искусств и культурных инноваций «К успеху через творчество» с 24 по 27 октября 2013 года.
 
                В середине ноября начала работу программа Тимура Курманова «ВЕСТЕРН. XXI ВЕК» Американцы всегда гордились тем, что создали два новых жанра киноискусства – мюзикл и вестерн. И если первый предмет их гордости – мюзикл – был освещен в КиноКлубе в рамках программы «Киномюзикл: от классики до Востока», то вестерн на заседаниях КиноКлуба удостоился лишь фрагментарного упоминания. В новом сезоне представляем вашему вниманию программу вестернов. Но показаны будут не классические ленты Джона Форда или Серджио Леоне, а современные представители жанра:  «Джанго освобожденный», «Железная хватка», «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса».
 
                Завершала 2013-й календарный год  программа Натальи Соколовой «МЫ ЛЮБИМ ОПЕРУ!». Идею программы автору подсказал уникальный ЛЕТНИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ, который  проходил в кинотеатре СИНЕМА ПАРК с 11 июня по 24 сентября 2013 года. В программу фестиваля вошли самые успешные оперные спектакли театра Метрополитен Опера в Нью-Йорке. Программа «МЫ ЛЮБИМ ОПЕРУ!» является своеобразным продолжением летнего театрального фестиваля. В программе четыре фильма, создателей которых вдохновило искусство оперного театра. Начнется программа фильмом Рустама Хамдамова «Вокальные параллели», а завершится легендарным фильмом 1987-го года «Ария». В центре программы великая опера Моцарта «Волшебная флейта» в интерпретации Ингмара Бергмана и польских  художников анимации.
 
                Новый, 2013-й год, начался программой Тимура Курманова «МЕЖСЕЗОНЬЕ». Пять фильмов программы вызвали небывалый интерес у тюменцев. На заседаниях КиноКлуба был аншлаг. Необычные неоднозначные провакативные фильмы программы («Великая красота» /La grande bellezza/ (Италия, 2013); «Мебиус» /Moebius/ (Корея Южная, 2013); «Охота» /Jagten/ (Дания, 2012); «ТОЛЬКО БОГ ПРОСТИТ» /OnlyGodForgives/ (США, Таиланд, 2013); «После мрака свет» /Post Tenebras Lux/ (Мексика, Франция, 2012); «Милая Фрэнсис» /Frances Ha/ (США, 2013)) стали предметом острых дискуссий.
 
                               На стыке зимы и весны пришедшие на заседания КиноКлуба стали зрителями РЕТРОСПЕКТИВЫ  ФИЛЬМОВ ПЬЕРО ПАОЛО ПАЗОЛИНИ. Началась программа с фильма,  занявшего почетное место в классике итальянского и мирового кино, – «Мама Рома» (1962). Затем были показаны фильмы из «Трилогии жизни»: «Декамерон», «Кентерберийские рассказы», «Цветок тысяча одной ночи». Завершила ретроспективу последняя инфернальная работа Пьера Паоло Пазолини «Сало, или 120 дней Содома».
 
                В рамках самой популярной программы КиноКлуба «КИНО, ЗА КОТОРОЕ НЕ СТЫДНО» было показано семь российских фильмов 2012 – 2013-го годов. Среди них: «Географ глобус пропил»,  «Небесные жены луговых мари», «Интимные места», «Роль», «Майор», «Вечное возвращение», «Долгая счастливая жизнь».  Гостьей заседания, посвященного фильму Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари» стала исполнительница одной из ролей, студентка ТГАКИиСТ Карина Цветкова.
 
                Завершила ДВЕНАДЦАТЫЙ сезон КиноКлуба традиционная программа «Открытый показ». Среди фильмов программы: «Жизнь Адель», «12 лет рабства», «Трудно быть богом», «Танго либре».
 
В рамках ДВЕНАДЦАТОГО сезона КиноКлуб успешно продолжил международное сотрудничество.
 
                22 января 2014 года руководитель КиноКлуба академии Н.П. Соколова встретилась в Посольства Финляндии в Москве с атташе отдела  информации и культуры Посольства Финляндии в Москве Аллой Богомоловой и Кирсти Поповой. В результате встречи были согласованы детали проведения в Тюмени Дней финского документального кино.
 
                Дни финского документального кино в Тюмени прошли с  15 по 17 мая 2014 года. Дни финского документального кино в Тюмени были организованы по инициативе Посольства Финляндии в Москве. Организацией Дней финского документального кино в Тюмени занимался КиноКлуб Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий».
 
                Показы проходили в концертном зале академии культуры, искусств и социальных технологий по адресу: улица Республики, дом 152 (361 посадочное место).
 
                15-го мая перед торжественной церемонией открытия Дней финского документального кино состоялась пресс-конференция. В пресс-конференции приняли участие атташе отдела информации и культуры Посольства Финляндии в Москве Кирси Поповой; актеры фильма «В парилке жизни» – Микко Риссанен и Кари Тенхунен.
 
                               В рамках Дней финского документального кино  было показано 4 документальных фильма. После торжественной церемонии открытия Дней финского документального кино был показан фильм «В парилке жизни». Тюменские журналисты назвали фильм «В парилке жизни» «настоящим хитом финской документалистики». Фильм вызвал живой интерес у зрителей. После окончания фильма на актеров обрушился шквал вопросов.
 
                В пятницу вечером, 16-го мая, состоялся мастер-класс, который провели актеры  Микко Риссанен и Кари Тенхунен. Актеры подробно рассказали о деятельности авторитетной кинокомпании документального кино Oktober, о ее основателе,  режиссере и продюсере  двух фильмов в программе Дней финского документального кино – Йонасе Бергхяле. Йонас Бергхяль является председателем Гильдии документалистов Финляндии. Микко Риссанен и Кари Тенхунен рассказали о своем участии в работе над фильмом «В парилке жизни». Актеры ответили на многочисленные вопросы зрителей. Переводил выступления финских гостей с английского на русский Соколов Александр Николаевич, преподаватель Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права.
 
                После мастер-класса был  показан второй фильм программы «Консервированные мечты». По словам студентов академии культуры, искусств и социальных технологий фильм вызвал у них антропологический шок. Катарсис испытали все смотревшие фильм. Зрители выходили из зала со слезами на глазах.
 
                В субботу, 17-го мая, состоялось три показа. В 16:00 был показан фильм «Canis sapiens,  или Волк разумный». Зрителями фильма стали студенты академии культуры, искусств и социальных технологий и старшеклассники тюменских школ. Многие из юных зрителей открыли для себя исполненный драматизма мир дикой природы.
 
                Второй показ стал интригой Дней финского документального кино. По согласованию с финской стороной был показан телевизионный документальный фильм из «Золотого фонда» «Регион-Тюмень», лауреат многочисленных Всероссийских и Международных конкурсов фестивалей – «Одиночество мужества» (автор Анатолий Омельчук, режиссер Любовь Переплеткина, оператор Юрий Сапчук). «Одиночество мужества» – потрясающий, глубокий фильм-исследование о талантливом финском ученом Александре Кастрене. Показу фильма предшествовало выступление перед зрителями режиссера фильма Любови Переплеткиной. После фильма зрители щедрыми аплодисментами наградили создателей фильма, искренне благодарили за открытие отважного финского ученого.
 
                Завершил программу Дней финского документального кино – фильм «Панк-синдром». В часы, когда демонстрировался фильм в Тюмени уже шли многочисленные мероприятия традиционной Музейной ночи. Тем не менее, зрителей в зале было не менее ста человек. Это были самые преданные и заинтересованные зрители. «Они здоровские», «они такие честные», «они имеют право играть музыку даже в большей степени, чем многие другие группы» – вот какие отзывы слышали организаторы Дней финского документального кино от зрителей. В едином эмоциональном порыве, со слезами на глазах зрители аплодировали создателям фильма.
 
                В целом на просмотрах Дней финского документального кино присутствовало не менее 350 человек.
 
                Гостям Дней финского документального кино понравились афиши, дизайном которых занимался сотрудник научной библиотеки академии культуры, искусств и социальных технологий Михаил Якобсон.
 
 
 
 
 
 
 
Мы открыты для сотрудничества. Приходите к нам, несите свои идеи и предложения. Наш телефон: 297916.
 
Наш электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
 
Мыпредставлены на Facebook: http://www.facebook.com/#!/groups/232584863530510/