Основной целью социально-психологической работы является обеспечение психологического сопровождения всех участников образовательного процесса, создание благоприятных условий для сохранения психологического здоровья, социального благополучия, профессионально-личностного самоопределения и становления обучающихся ТГИК (высшего и среднего профессионального образования).
В числе актуальных задач психологической работы выделяются задачи по оказанию непосредственной психологической помощи студентам:
◍ Изучение психограммы деятельности студентов, выявление психологических трудностей, отслеживание их динамики за весь период обучения;
◍ Обучение студентов приемам психической саморегуляции, для укрепления психического здоровья, повышения эффективности и интенсивности учебной деятельности;
◍ Организация психотерапевтической помощи студентам в кризисных ситуациях, ситуациях повышенных эмоциональных нагрузок;
◍ Оказание психологической помощи в разрешении конфликтных ситуаций, на различных уровнях межличностных отношений.
Основные направления работы службы:
◍ Психодиагностика;
◍ Психологическое консультирование;
◍ Психологическая коррекция;
◍ Профилактическая работа;
◍ Психологическое просвещение.
Психодиагностика
◍ Диагностика готовности первокурсников к обучению в условиях ТГИК, выявление их адаптационных возможностей;
◍ Изучение индивидуально-психологических особенностей студентов, отслеживание профессионально-значимых качеств и социальной зрелости;
◍ Психодиагностика социально-психологического климата в учебных группах;
◍ Выявление внутригруппового статуса и социальной роли обучающихся.
Психологическая профилактика
Данное направление решает следующие задачи:
◍ Изучение психологических условий обучения, элиминирование неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде;
◍ Подготовка студентов к осознанию и конструктивному моделированию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания (творческая деятельность, профессиональная карьера, семейные отношения, и др.);
◍ Предупреждение конфликтных взаимоотношений между участниками образовательного процесса, на различных уровнях межличностных отношений;
◍ Профилактика девиантного поведения у студентов, профилактика деструктивных и аутоагрессивных тенденций;
◍ Формирование антитеррористических ценностей, предупреждение экстремистских и террористических взглядов в студенческой среде.
Психокоррекционная работа
Задачами данного направления являются:
◍ Оказание психологической помощи и поддержки студентам, преподавателям, родителям, в решении личностных, профессиональных и иных проблем;
◍ Содействие в социально-психологической реабилитации детей-сирот (лиц из числа детей-сирот), и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, имеющих ограниченные возможности здоровья;
◍ Проведение индивидуальных и групповых занятий (тренингов) по профилактике дезадаптации первокурсников, развитию межличностных отношений, профилактике девиантного поведения студентов.
Психологическое консультирование
Задачами данного направления являются:
◍ Консультирование студентов по широкому кругу вопросов, связанных с обучением, развитием, личностным самоопределением, профессиональным выбором, взаимоотношениями с родителями и сверстниками;
◍ Консультирование администрации образовательного учреждения преподавателей, родителей (в случаях необходимости) по вопросам развития, обучения и воспитания студентов.
Психологическое просвещение предполагает повышение уровня психологической компетентности педагогов, студентов и их родителей в различных областях жизнедеятельности, в процессе развития и обучения, а также в межличностном взаимодействии.