Знаковым для вуза стал 2006 г., пятнадцатый год его развития. Коллектив вуза избрал ректором доктора исторических наук, профессора Евгения Борисовича Заболотного (13.04.1955, г. Тюмень).
В декабре 2006 г. вуз прошел комплексную оценку деятельности. К моменту аттестации на 01.10.2006 г. общее число студентов по всем формам обучения составило 1942 чел, в том числе по очной форме обучения 832 человек, по заочной форме – 1110 человек. Учебный процесс в институте осуществлялся на трех факультетах, в составе которых действовало 18 кафедр. В вузе сложилась система управления учебной, научной, воспитательной и творческой работой, предусматривающая применение административных (ректорат, учебный отдел, деканаты) и общественных форм управления. Эта система позволяла формировать программы совершенствования качества подготовки и контроля на всех уровнях реализации образовательных программ, обеспечивала взаимодействие структурных подразделений и руководство ими со стороны ректората. В 2005/06 учебном году в институте работали государственные аттестационные комиссии по десяти специальностям, одному направлению подготовки и одной дополнительной к высшему профессиональному образованию квалификации («Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»).
По результатам комплексной проверки в феврале 2007 г. Аккредитационная коллегия присвоила вузу статус академии. Тюменский государственный институт искусств и культуры был преобразован в Тюменскую государственную академию культуры и искусств (ТГАКИ). Для повышения эффективности учебно-методической и научно-исследовательской работы, а также творческой деятельности в вузе под руководством ректора Е.Б. Заболотного были осуществлены серьезные конструктивные преобразования. На базе библиотечно-информационного факультета был образован факультет информатики и социальных коммуникаций. На базе части кафедр факультета культурологии и художественного творчества был создан факультет управления и сервиса. Факультет искусства и народного художественного творчества был образован в результате реорганизации музыкально-педагогического факультета и части кафедр факультета культурологии и художественного творчества. В дальнейшем на фундаменте этих трех факультетов, а также Центра дополнительного образования были организованы в составе Академии четыре института, выполняющие учебные, научные и административные функции.
В Институте сервиса и социально-информационных коммуникаций, который возглавил доктор социологических наук, профессор Е. М. Акулич, действовало 6 кафедр. На кафедре библиотечно-информационной деятельности осуществлялась подготовка менеджеров, референтов-аналитиков, технологов автоматизированных информационных ресурсов, библиотекарей-библиографов, преподавателей. Кафедра информатики и информационных технологий готовила специалистов по прикладной информатике. Действовали кафедры культурологии, а также экономики и права. Наибольшее количество студентов выпускалось кафедрой социально-культурной деятельности и кафедрой туризма и гостиничного бизнеса. Преподаватели Института сервиса и социально-информационных коммуникаций тесно сотрудничали с департаментом стратегического развития Правительства Тюменской области по развитию сферы туризма в Тюменском регионе.
Институт искусства и народного художественного творчества возглавила кандидат искусствоведения, доцент Л.В. Демина. В Институте искусства и народного художественного творчества велась подготовка по специальностям «Народное художественное творчество» (по специализациям: спортивный и эстрадный танец, народный танец, режиссура самодеятельного театрального коллектива), «Режиссура массовых праздников и представлений». Кафедры хорового дирижирования, оркестрового дирижирования и народных инструментов, фортепиано, педагогики и методики художественного образования осуществляли подготовку студентов по образовательным программам: инструментальное исполнительство (фортепиано); дирижирование академическим хором; народное художественное творчество (с квалификацией: художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива); музыкальное образование (учитель музыки) со специализациями «Сольное пение», «Организация музыкально-эстетической деятельности». Яркую концертную деятельность на тот момент ведет педагог И. Н. Бибеева – хормейстер академического хора вуза, певица (драматическое сопрано). Каждое выступление И. Н. Бибеевой на концертной эстраде – событие для любителей музыки. С 1994 г. концерты Ирины Бибеевой проходят в Тюмени и Тюменской области, Калмыкии, Франции, Италии; гастрольные выступления в Югославии, Германии, Америке, Испании. В. В. Багрова – концертный исполнитель (фортепиано), отличающийся высоким мастерством, незаурядный интерпретатор произведений И. С. Баха, Г. Генделя, И. Гайдна, Л. Бетховена, Р. Шумана, С. Рахманинова, С. Прокофьева и других композиторов. Доцент кафедры ОДНИ С. В. Трифонов – дипломант Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах (домра, мандолина) включает в программы концертов сложнейшие сочинения для домры и мандолины.
В Институте изобразительных искусств и дизайна (дата основания 2008 год), который возглавила доктор культурологии, профессор В.И. Семенова, подготовка осуществлялась на 3-х кафедрах. Кафедра истории, искусствоведения и музейного дела вела подготовку специалистов по образовательной программе «Музейное дело и охрана памятников», а также по искусствоведению. Успешно работали кафедра дизайна и кафедра живописи и декоративно-прикладного искусства.
В 2008 году вуз получил лицензию на ведение образовательных программ среднего профессионального образования, началось формирование многоуровнего образовательного комплекса в сфере культуры и искусства. В состав Академии вошел Тюменский колледж искусств, имеющий 50-летнию историю и опыт подготовки высококвалифицированных кадров для учреждений культуры и искусства Тюменской области. Возглавил структурное подразделение Виктор Леонидович Новакаускас, Заслуженный работник культуры РФ. В колледже Тюменской государственной академии культуры и искусств велась подготовка по специальностям: «Инструментальное исполнительство», «Вокальное искусство», «Хоровое дирижирование», «Музыкальное искусство эстрады», «Теория музыки», «Хореографическое искусство», «Дизайн», «Актерское искусство». Педагогический процесс осуществляли более 100 квалифицированных специалистов, в том числе 15 кандидатов наук, Заслуженных работников культуры Российской Федерации, Заслуженных учителей Российской Федерации, Заслуженных художников Российской Федерации, Заслуженных артистов Российской Федерации.
В июле 2007 года Центр дополнительного профессионального образования был переименован в Институт дополнительного профессионального образования (директор — О.А. Покотило, кандидат философских наук, доцент). В 2008 году институт возглавил Д.Л. Майсаков, кандидат экономических наук, доцент. Основными направлениями работы стали: профессиональная переподготовка руководящих работников и специалистов по профилю вуза; повышение квалификации руководящих работников и специалистов по профилю вуза; подготовка к поступлению в вуз (подготовительные курсы); реализация обучающих программ для всех желающих - частных и юридических лиц. В подготовке слушателей принимали участие высококвалифицированные преподаватели (доценты, профессора, ведущие специалисты-практики, тренеры-консультанты, заслуженные работники культуры и артисты Российской Федерации) из Екатеринбурга, Кургана, Челябинска, Магнитогорска, Каменск-Уральска, Ялуторовска, Омска, Перми, Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга. Наряду с учебной, Институт выполнял научно-методическую работу в целях улучшения качества обучения, построения его на основе достижений отечественной и мировой педагогической практики, выпускал и распространял учебную и методическую литературу. Одна из задач - организация и проведение научных исследований и опытно-экспериментальных работ, консультационная деятельность, научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов по профилю вуза. Институт активно сотрудничал с Правительством Тюменской области, по заказу которого реализуются курсы повышения квалификации «Управление персоналом в органах государственной власти», «Делопроизводство и документационное обеспечение органов государственной власти», «Делопроизводство и документационное обеспечение органов муниципального управления», «Управление учреждениями культуры». Совместно с департаментом инвестиционной политики Тюменской области в 2008 году был реализован проект Инвестиционная Академия Тюменской Области по повышению квалификации менеджеров бизнес структур. Реализовывался широкий спектр семинаров и тренингов: «Публичное выступление», «Деловой этикет», «Русский язык для госслужащих».
В вузе интенсивно развивались направления подготовки кадров в сфере библиотечно-информационной деятельности, информатизации, создания интеллектуальных и информационных ресурсов, социального менеджмента и управления. В сентябре 2009 году академия подписала соглашение о сотрудничестве в области подготовки кадров, перевода библиотечного фонда на электронные носители, совместного проведения научных исследований информационных предпочтений населения региона с Тюменским региональным центром-филиалом Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина и Тюменской областной научной библиотекой имени Д.И. Менделеева. В связи с этим в структуре вуза был создан новый учебный институт — институт интеллектуальных ресурсов и информационных технологий. Институт начал осуществлять подготовку кадров для современных библиотек – информационных центров, в совершенстве владеющих компьютерными технологиями по специальностям: «Библиотечно-информационная деятельность», и «Прикладная информатика (в социально-культурной сфере)». Возглавляет институт Дмитрий Леонидович Майсаков.
7 декабря 2009 года Министром культуры Российской Федерации А.А. Авдеевым был подписан приказ № 837 об утверждении нового наименования федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменская государственная академия культуры и искусств». Новое наименование вуза: федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий».
Идея переименования вуза, инициированная коллективом и поддержанная Правительством Тюменской области, стала закономерным результатом тех позитивных изменений, которые произошли в академии в последние годы. По итогам аттестации 2007 года учебное заведение получило статус академии. В 2008 году на базе академии создан являющийся уникальным и не имеющий аналогов в Российской Федерации многоуровневый образовательный комплекс в сфере культуры и искусств. Претерпела изменения структура, включающая в настоящее время четыре института, колледж искусств, детскую школу искусств, центр послевузовской подготовки, научно-исследовательский институт регионального социума. Значительно расширился перечень реализуемых образовательных программ. Активно открываются новые, востребованные на региональном рынке труда специальности, связанные с подготовкой специалистов в сфере искусства: живопись, дизайн, искусствоведение, инструментальное исполнительство, музыкальное искусство. Интенсивно развиваются направления подготовки кадров социально-гуманитарного профиля: «Прикладная информатика (в социально-культурной сфере)», «Менеджмент организации», «Социально-культурная деятельность». В ближайших планах открытие специальностей и направлений подготовки «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере», «Педагогическое образование», «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», «История искусств», «Искусства и гуманитарные науки», «Гостиничное дело», «Сервис», «Туризм».
Новое название вуза создает благоприятные условия для дальнейшего опережающего развития Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий как многоуровневого образовательного учреждения, которое реализует образовательные программы в области культуры и искусства, а также программы, позволяющие наиболее полно учитывать и удовлетворять потребности Уральского и Западносибирского регионов в широкой номенклатуре специалистов, владеющих управленческой стратегией и методами решения социальных проблем общества.