Несмотря на то, что в начале 1990-х гг. страна переживала период радикальной социально-экономической и политической трансформации, руководство Тюменской области поддержало перед Министерством культуры РСФСР и Министерством образования РСФРСР инициативу администрации Тюменского филиала Челябинского государственного института культуры о создании в Тюмени высшего учебного заведения по подготовке кадров в сфере культуры и искусства и оказало необходимую поддержку в его становлении.
Тюменский государственный институт искусств и культуры (ТГИИК) был образован по распоряжению Совета Министров РСФСР 18.01.1991 на базе Тюменского филиала Челябинского государственного института культуры и искусства. М.А. Капеко стал первым ректором института и занимал этот пост в течение пятнадцати лет.
Как высшее учебное заведение Тюменский государственный институт искусств и культуры формировался на основе принципов функционирования и развития высшей школы с обязательными для нее требованиями к учебно-методической, воспитательной и научно-исследовательской работе.
11 февраля 1991 года приказом ректора были созданы факультеты организации досуга и художественного творчества, музыкально-педагогический, библиотечный. Первыми деканами стали, соответственно, кандидат педагогических наук В.В. Попов, В.В. Петрова, кандидат педагогических наук Е.Н. Бережкова. Одновременно были созданы общеинститутские кафедры: философии, истории и политологии, мировой литературы, педагогики и психологии, иностранных языков, физвоспитания. На факультетах появились кафедры досуговедения, фортепиано, истории и теории музыки.
Первым заведующим кафедрой мировой литературы и одновременно проректором по научной работе была кандидат филологических наук В.Н. Сушкова. По ее инициатиые и при ее активном участии в институте стало традиционным проведение научных конференций, была открыта аспирантура.
Эту линию продолжил сменивший В.Н.Сушкову на посту проректора по научной работе доктор философских наук В.Ю.Ларин. Кафедру педагогики и психологии возглавила кандидат социологических наук, доцент Е.Н.Васильева. Большой вклад в становление и развитие кафедры внесла кандидат педагогических наук, доцент Н.И. Смирнова, которая несколько лет была заведующей кафедрой общенаучных дисциплин. Ее педагогический опыт, профессиональное мастерство были чрезвычайно важны при становлении молодого вуза и служили образцом для молодых преподавателей.
На 1 сентября 1992 г. в структуре института было 15 кафедр, на которых работали 73 педагога. В институт пришли работать высококвалифицированные специалисты: В.А. и Г.В.Арцеры, В.В.Багрова, Е.Н.Бережкова, И.Н.Бибеева, Л.А.Волков, Е.Н.Головинская, С.Е.Демидова, М.В.Жабровец, Т.А.Жданова, Л.Н.Захарова, С.А.Лицерова, Г.Д.Лутошкин, В.В.Петрова, В.И.Петухов, В.В.Попов, К.Г.Рожко, И.А.Романова, Т.Б.Сабинина, Ф.А.Селиванов, Н.И.Смирнова, В.Н.Сушкова, Н.В.Шестакова и др.
Экспертная комиссия, проводившая в апреле 1995 г. аттестационную экспертизу вуза, сделала вывод, что хотя ТГИИК являлся молодым вузом, тем не менее, педагогический коллектив сумел превратить его в центр подготовки высококвалифицированных кадров в сфере культуры и искусства Тюменской области. На момент аттестации в вузе обучалось 1140 студентов по десяти специальностям. Педагогический коллектив насчитывал 84 человека, 24 из которых имели ученые звания и степени, трое имели звания заслуженных работников культуры. Концертно-исполнительская и творческая деятельность преподавателей и студентов, являясь продолжением учебного процесса, стала оказывать заметное влияние на культурную жизнь Тюмени и области. Ежегодно преподаватели и студенты ТГИИК проводили около 700 концертов и творческих показов. Учебным театром с 1993 г. было дано 160 представлений в Тюменской области. В 1995 г. студенческий театр стал дипломантом фестиваля учебных театров в Барнауле, хореографический ансамбль, руководителями и участниками которого являлись преподаватели и студенты института, гастролировал в США, ансамбль народных инструментов - в Швейцарии, академический хор студентов участвовал в международном фестивале хоровой музыки в Германии.
В начале XXI столетия в институте функционировало три факультета. На факультете библиотечно-информационной деятельности работало две кафедры: библиотечных технологий (заведующая кафедрой до августа 2006 г. - профессор С.Е.Демидова) и документальных коммуникаций и управления (заведующая кафедрой доцент Т.Б.Сабинина). Общефакультетской темой научных исследований стала проблема «Повышение качества и эффективности библиотечно-информационной деятельности». Несколько лет на факультете работала научно-исследовательская лаборатория (НИЛ) «Виртуал» (руководила лабораторией С.Е.Демидова), имеющая свой устав, гимн, эмблему. Главная задача «Виртуала» - прививать студентам вкус к научной работе, выработать навыки научного мышления.
Самым большим являлся факультет культурологии и художественного творчества. Первым деканом был Заслуженный работник культуры РФ И.В.Жуков. Более десяти лет факультет возглавляла доктор философских наук, профессор Л.Н.Захарова. На этом факультете готовили студентов по шести специальностям: социально-культурная деятельность, менеджмент организации, народное художественное творчество (специализации: спортивный и эстрадный танец, народный танец, декоративно-прикладное творчество, режиссура самодеятельного театрального коллектива), декоративно-прикладное искусство, режиссура массовых праздников и представлений, музейное дело и охрана памятников, культурология.
Музыкально-педагогический факультет за годы своего существования выпустил более 1200 специалистов. Кафедры хорового дирижирования, оркестрового дирижирования и народных инструментов, фортепиано, теории и истории музыки вели подготовку студентов на очном и заочном отделениях по следующим образовательным программам: инструментальное исполнительство (фортепиано), музыкальное искусство (фортепиано), дирижирование академическим хором, народное художественное творчество (с квалификацией: художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива), музыкальное образование (учитель музыки) со специализациями «Сольное пение», «Организация музыкально-эстетической деятельности». Деканом факультета на протяжении 15 лет являлась профессор, Заслуженный деятель искусств РФ В.В.Петрова. На факультете работали специалисты, имеющие заметные достижения в различных видах творческой, научной и учебно-воспитательной работе. Факультет вел активную концертно-исполнительскую деятельность. Был организован академический хор студентов кафедры хорового дирижирования (руководитель - профессор, заслеженный деятель искусств РФ В.В.Петрова, хормейстер - профессор, Заслуженный артист РФ, лауреат международных конкурсов оперных певцов И.Н.Бибеева). Хор студентов принял участие в ряде международных молодежных форумов современной хоровой музыки в Германии (1995, 1998, 2002 гг.) и Франции (2004г.). Оркестр русских народных инструментов дневного отделения кафедры оркестрового дирижирования долгое время возглавляла И.А.Романова.
Заочное обучение в институте велось на десяти кафедрах трех факультетов. Его организацией занимались методисты заочного обучения: О.В. Рыбак, Н.Г. Иванова, Г.Р. Красильникова, Е.С. Сирин. С целью повышения профессионального состава кадров культуры и увеличения контингента студентов на заочном отделении за счет приближения учебного процесса к месту их работы и жительства были открыты в 2000 г. представительства института в городах Ялуторовске и Ишиме, рабочем поселке Голышманово, в 2003 г. - представительство в городе Тобольске. Однако уже в 2005 г. из-за нецелесообразности все представительства, кроме тобольского, были закрыты. Руководство деятельностью представительств осуществляли О.А.Коновалова, О.А.Шерер, Л.А.Молодых и Г.С.Беренфельд.
В декабре 2001 г. Ученым советом вуза была разработана и утверждена "Программа информатизации ТГИИК на 2001-2005 г.г.". Эта программа определяла стратегию внедрения новых информационных технологий в институте на ближайшие пять лет и включала такие направления информатизации, как перспективный план обеспечения образовательного учреждения компьютерной техникой и средствами телекоммуникаций, создание информационно-образовательных ресурсов вуза, подготовку и переподготовку кадров в области новых информационных технологий. В результате реализации мероприятий программы, а также участия вуза в проекте создания единой информационно-образовательной среды Тюменской области была проложена оптоволоконная линия связи с тюменскими вузами. В результате выполнения программы информатизации институт вышел на новый уровень использования новых информационных технологий в учебном процессе.