Виртуозность… Что же скрывается за этим красивым и необычным словом? Артистизм, блеск, сложность, профессионализм – эти качества характеризуют истинного музыканта-виртуоза. Своим искусством, талантом и мастерством поделились студенты Колледжа искусств Тюменского государственного института культуры специальности «Оркестровые струнные инструменты» класса Татьяны Алексеевны Шаламовой и Игоря Борисовича Колбина. «Концерт виртуозной музыки», состоявшийся 18 февраля, стал настоящим подарком для любителей камерной музыки и откровением для тех, кто хотел больше узнать о виртуозности.
В первой половине концерта звучали сольные сочинения для скрипки и контрабаса. Концерт открыла блестящая Испанская симфония Э. Лало, преисполненная ярких красок и страстных настроений, столь характерных для этой прекрасной страны. Первую часть симфонии исполнила Анна Белова, вторую и третью части – Яна Расулова. «Грезы» А. Вьетана в прочтении Екатерины Перетятько погрузили слушателей в мир сокровенных мыслей и переживаний. «Скерцо-тарантелла» Г. Венявского в исполнении Анастасии Дехтяренко увлекло своим быстрым темпом, энергией и стремительностью. Не оставило равнодушными зрителей и выступление Дмитрия Прокофьева, исполнившего на контрабасе две части сонаты Г. Экклса. Не каждый день и не на каждом концерте можно услышать звучание контрабаса соло! Были в концерте и дуэтные выступления – так, Дмитрий Прокофьев и Анастасия Удовидченко исполнили Дуэт для виолончели и контрабаса Дж. Россини, так похожий на диалог двух людей.
Вслед за сольными выступлениями последовали оркестровые композиции в исполнении одного из первых концертных коллективов Колледжа искусств Тюменского государственного института культуры – Камерного оркестра «Классика». Более 40 лет оркестр принимает участие в концертных проектах ВУЗа, города и области, а его руководителем, дирижером и идейным вдохновителем является Заслуженный работник культуры РФ Валентина Афанасьевна Петрова. Оркестром были исполнены произведения разных эпох и жанров: Prestoиз Симфонии ре мажор Й. Гайдна, Первая часть Симфонии Г.Ф. Телемана, Аллегро из Концерта ре мажор С. Андерссена, а также произведения из популярного репертуара – «Старая добрая полька» Д. Бобровича, «Либертанго» А. Пьяццоллы и «Балалайка» Дж. Мередита.
В ходе концерта ведущая, музыковед Мария Базилевич, задала интересный вопрос, который нередко обсуждают и музыканты, и слушатели: «Что сложнее и волнительнее – выступать сольно или в составе оркестра?». Одна из участниц концерта (пожелавшая остаться анонимной) предложила такой ответ:
«Полагаю, что каждому музыканту, которому довелось оказаться на сцене лишь с собственным инструментом и имеющему опыт игры в коллективе, хотелось бы ответить на данный вопрос, опираясь исключительно на собственные ощущения. Когда ты являешься единственным катализатором звука, на тебя взгромождается массивнейшее чувство ответственности и долга перед композитором, слушателями, собственной головой, руками или голосом, своим наставником… Но ты более свободен в исполнении и трактовке сочинения. Иные ощущения испытываешь, играя в оркестре. Здесь ты всей душой болеешь за каждую отдельную «музыку», которой остро необходимо слиться в единое целое, иначе произойдёт расслоение. Ты волнуешься за то, какими мыслями преисполнены находящиеся рядом или поодаль музыканты в минуты звучания композиции. Одновременно, ты обязан помнить о том, что сейчас в твоих руках – весомая часть судьбы вашего выступления. И всё, что остаётся в реализации – вера в успешность исполнения других и себя».
Подводя итог, можно сказать, что «Концерт виртуозной музыки» был очень тепло принят благодарной публикой. Силы и старания участников концерта были по достоинству оценены бурными аплодисментами и многочисленными овациями.
Ковалева Софья,
Студенческий информационный центр
Тюменского государственного института культуры