ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ СЕЗОН
КиноКлуба
Тюменского института культуры
Программа «Колыбель грёз»
Британский коллектив CradleofFilth известен своей особой энигматичной лирикой, в которой интересным образом сочетаются два слоя: сугубо элитарный и сугубо масскультовый.
Сугубо элитарный слой отличается использованием образов, характерных для «готического романа» XVIII– XIXвеков (А. Радклиф, Ч. Мэтьюрин, Х. Уолпол, М. Г. Льюис, М. Шелли) «неоготики» середины – конца XIXвека (Б. Стокер, Д. Ш. Ле Фаню) «литературы ужасов» XXвека (Г. Ф. Лавкрафт), английской романтической поэзии (Д. Г. Байрон, П. Б. Шелли, А. Ч. Суинбёрн, Д. Китс), поэзии «озёрной школы» (У. Вордсворт), сочинений Дж. Мильтона, маркиза де Сада, «проклятых поэтов» ( Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо), У. Блейка, Э. А. По, философии Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, А. Кроули, Отдельное место занимают древнегреческая мифология, библейские(в том числе, апокрифические) сюжеты, творчество живописцев эпохи Возрождения, классицизма. Влияние на лирику вокалиста коллектива Дэниела Дейви (так же известного как Дани Филт) оказал и кинематограф немецких экспрессионистов, фильмы студии «Хаммер», творчество Пьера Паоло Пазолини, Роджера Кормана и Дарио Ардженто.
Масскультовый слой характерен интересом к биографии серийных убийц (Э. Батори, Ж. де Рэ, Д. Даммер и т. д.), творчеству британского автора хоррорфикшн Клайва Баркера, современной вампирской субкультуре и хоррор — индустрии.
По словам одного критика, творчество CradleofFilthявляет собой « одну часть сатанизма на три части сарказма». Сложные образы, требующие литературоведческого и культурологического анализа, идеально встраиваются в масскультовую ироническую подачу на сцене, а аспекты, связанные с массовой культурой, теряются в калейдоскопе отсылок на известные литературные сюжеты.
Программа «Колыбель грёз» призвана проанализировать значимые сюжеты лирики CradleofFilthчерез призму кинематографического искусства. В рамках программы будут продемонстрированы следующие фильмы:
1) ДРАКУЛА /Dracula/ (Великобритания, 1958).
Режиссёр – Теренс Фишер.
В главных ролях: Кристофер Ли, Питер Кушинг, Майкл Гоф, Мелисса Стриблинг.
Образ, повлиявший на массовую культуру, не мог не вдохновить лидера CradleofFilthна создание альбома, так или иначе отсылающего к сюжету романа Брема Стокера. На дебютном альбоме «ThePrincipalEvilMadeFlesh» встречается множество аллюзий на интертекстуальный образ, повлиявший на последующее развитие современного искусства. Впоследствии коллектив временами обращался к образу, но именно дебютный альбом остался классическим. Вампиризм и ликантропия, одиночество и тайные желания, ирония и сарказм. Вера и богоборчество, язычество и оккультизм, эротизм и пуританство. Кинематограф, музыка и литература.
Фильм, демонстрируемый на программе, посвящается памяти сэра Кристофера Ли (1922—2015), являющегося, наряду с Белой Лугоши, одним из классических воплощений образа Дракулы на экране.
2) ВАМПИР: СОН АЛЛЕНА ГРЕЯ /Vampyr– DerTraumdesAllanGrey/ (Германия – Франция, 1931).
Режиссёр – Карл Теодор Дрейер.
В главных ролях: Джулиан Вест, Сибилла Шмиц.
Творчество ирландского писателя Джозефа Шеридана Ле Фаню (1814–1873) является одним из наиболее интересных и, одновременно, малоизученных. Оригинальный представитель готической литературы неожиданно ушёл в тень и известен лишь специалистам и любителям жанра, хотя многие его образы сколь сугубо элитарны, столь и воплощены в современной культуре наиболее ярко. Именно творчество ирландского визионера является одним из краеугольных для CradleofFilth, а альбом «DuskandHerEmbrace” стал своеобразным трибьютом автору.
Фильм Карла Теодора Дрейера, вдохновлённый творчеством Ле Фаню и немецких экспрессионистов, вошёл в сокровищницу современного кинематографа как пример идеального эксперимента в области сюрреалистической образности
3) ГРАФИНЯ /TheCountess/ (Франция — Германия — США, 2009).
Режиссёр: Жюли Дельпи.
В главных ролях: Жюли Дельпи, Даниель Брюль, Уильям Хёрт, Анамария Маринка.
Биография графини Эржебет Баторий (больше известной как Елизавета Батори) (1560—1614) до сих пор таит в себе массу загадок. Убившая, по некоторым данным, свыше 650 человек, известная склонностью к изощрённому садизму и сексуальным перверсиям, графиня Батори входит в список самых жестоких серийных убийц. По другим сведениям, преступления Батори являются сфальсифицированными по причине её принадлежности Батори к влиятельному протестантскому роду. Британский коллектив CradleofFilthзаписал концептуальный альбом «CrueltyandtheBeast», посвящённый жизни этой противоречивой личности.
Фильм Жюли Дельпи, идеальным образом сочетающий в себе два взгляда на биографию, является одним из немногих произведений, анализирующих непосредственно судьбу Елизаветы Батори.
4) ЗОВКТУЛХУ/ Call of Cthulhu/(США, 2005).
Режиссёр – Эндрю Леман.
В главных ролях: Мэтт Фойер, Джон Болен, Ральф Лукас, Чед Файфер, Дэвид Мерсо.
Американский писатель Говард Филипс Лавкрафт (1890—1937) является одним из самых противоречивых авторов современной литературы. Откровенно визионерские, «безумные» произведения, противоречивая биография, замкнутый образ жизни, проблемы со здоровьем, многочисленные мистификации и конспирологическая деятельность — вот то, что нам известно о его жизни и творчестве. Вундеркинд и отшельник, «провидец» и безумец, гений и ремесленник, повлиявший на всю современную литературу, обращающуюся к нематериальной стороне жизни. Наиболее значимыми его произведениями являются гениальные мистификации «Некрономикон» и «Зов Ктулху». Неудивительно, что его творчество питает вдохновение многих других творцов.
Фильм «Зов Ктулху» является оригинальной стилизацией под немое кино, созданной фан-клубом поклонников Лавкрафта и представляющей собой не менее интересную мистификацию
5) ГОТИКА / Gothic/ (Великобритания, 1986).
Режиссёр – Кен Рассел.
В ролях: Джулиан Сэндз, Наташа Ричардсон, Гарольд Бирн, Тимоти Сполл, Мириам Сир.
Творчество Джорджа Гордона Байрона (1788—1824) является одним из значимых примеров классической английской романтической поэзии, а сама биография поэта характеризует собой целую эпоху. Созданный им тип романтического героя актуален до сих пор, а знаменитое пари на вилле Диодати способствовало появлению двух интерстекстуальных персонажей: вампира и чудовища доктора Франкенштейна. Именно ироничная и временами откровенно циничная позиция байронического героя характерна и для персонажа лирики британских неоромантиков, а образы, созданные буйным поэтом, актуальны не только для них.
Фильм известного режиссёра Кена Рассела ироническим образом анализирует знаменитый спор трёх творцов, изменивший лицо современной культуры.
6) НОЧНОЙ НАРОД / Nightbreed/ (США, 1990)
Режиссёр – Клайв Баркер.
В ролях: Крейг Шеффер, Дэвид Кроненберг, Чарльз Хэйд, Даг Бредли.
Творчество британского писателя и режиссёра Клайва Баркера известно многим поклонникам качественной мистики и хоррора. «Книги Крови», «Восставший из ада», «Каньон Холодных Сердец», «Проклятая Игра» стали современной классикой жанра. Давно сотрудничающий со многими музыкальными коллективами Баркер стал находкой для певцов мрака — именно на основе его произведения «Ночной Народ» был создан концептуальный альбом «Midian», включивший в себя не только образы писателя, но и многочисленные библейские, мифологические и литературные аллюзии.
7) КОЛЫБЕЛЬ КОШМАРОВ /CradleofFear/ (Великобритания, 2001)
Режиссёр – Алекс Чендон.
В ролях: Дани Филт, Дэвид МакЮэн, Эдмунд Дин.
Последний фильм программы показывает Дани Филта с весьма неожиданной стороны, а именно как актёра игрового кино. Культовый фильм андерграундного режиссёра Алекса Чендона позволил лидеру CradleofFilthиронично пройтись по такому многострадальному жанру как фильм ужасов
Ждем всех любителей артхаусного кино
по пятницам в 17:30
по адресу: ул. Республики, 19, аудитория 109
Телефон для справок: 29-79-16.
Ищите нас ВКОНТАКТЕ на Facebook: КиноКлуб Тюменского института культуры