Книжно-иллюстративная выставка из цикла «Антропология без берегов»
Мистерия Рождества
25 декабря 2013 г. в 13:30
читальный зал научной библиотеки ТГАКИСТ
ул. Республики,19
Рождество Христово (в Русской православной церкви Е́же по пло́ти Рождество Господа Бога и Спа́са нашего Иисуса Христа; греч. Η κατά σάρκα Γέννησις του Κυρίου και Θεού και Σωτήρος ημών; у старообрядцев Рожество́ Христово) – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии. Рождество Христово всегда празднуется в числе: в католической церкви – 25 декабря. Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют 7 января по григорианскому календарю (в XX—XXI веках).
Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея (Евангелие от Матфея, 1 глава): «Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк.2:4-7)».
«Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла» (Б. Пастернак)
На Руси Рождество Христово – светлый праздник со своей многовековой историей и традициями – церковными и народными. Празднику предшествует сорокадневный Рождественский пост, который заканчивается Сочельником (Навечерием Рождества Христова). Исстари православная Русь отмечала этот день особым благочестием, люди постились до появления Первой звезды. В это время старшие рассказывали детям о Рождении Богомладенца, о пастухах, которым являлся Ангел, чтобы сообщить им эту радостную весть (в некоторых частях России был, и до сих пор сохраняется обычай – в Сочельник зажигать костры в воспоминание о Вифлеемских пастухах, «гревших в Рождественскую ночь у костра»), о волхвах, которые приходили с дарами, чтобы поклониться Ему. По старинному преданию, в полночь на Рождество Сын Божий сходит на землю, поэтому была традиция выходить в этом время на улицу и всматриваться в небо. Говорили, что в это время праведник мог услышать дивную музыку, а грешник, сколько на небе ни глядел, не слышал ничего. По улицам ходили «христославщики», носили изображение Вифлеемской звезды, изображали волхвов, пели заговоры-просьбы-пожелания:
Пришла коляда, Накануне Рождества:
«Дайте коровку, Масляну головку!
А дай Бог тому, Кто в этом дому!»
К христианским традициям празднования примешивались и прежние, языческие: святочные гадания, ряжения (ходили ряженые в гости). К празднику Рождества устанавливали ёлки (в советский период ёлки стали устанавливать для празднования светского праздника Нового года). И пекли колядки – это не только рождественские песнопения, но и маленькие выпечные изделия из пресного теста с различными начинками. Колядки (др.название – преснушки) ели не только в Рождественские дни, но и в другие праздничные и постные дни.
В средневековой Европе на городских ратушных площадях возводился громадный, длинный помост-сцена, на которой разыгрывались сюжеты Евангельских историй Рождества Христова. Эти спектакли назывались мистерии. Традиция театральных Рождественских мистерий из Европейских стран перекочевала в Польшу, на Украину, в Белоруссию, но приобрела другие формы. Например, по домам начали переносить самодельные кукольные театры, которые получили название – вертепных. В России первые вертепные театры появились в середине XVII века, и постепенно вертепное представление стало одним из самых любимых святочных развлечений русского народа, а в городах сложились целые династии вертепщиков. Культура вертепных театров сохранилась и до наших дней.
Это чудесное событие – рождение Богочеловека, Младенца, изменило историю человечества и стало вечной темой искусства. Со времен первых христиан и наскальной живописи катакомб до полотен модернистов, художники находят в Рождестве неиссякаемый источник вдохновения. В их картинах мы всегда встречаем Богоматерь, сидящую возле спеленатого и лежащего в яслях Богомладенца, серьезного, погрузившегося в размышление праведного Иосифа, пастухов с выражением удивленного благоговения на лице и наверху – ангелов, воспевающих свой торжественный гимн: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение». Картины или иконы являются символическим и ярким воспроизведением евангельской истории.
Музыкальное воплощение рождественской темы нашло себя в рождественской оратории (жанр внелитургической духовной музыки, сложившийся в Риме эпохи Контрреформации к середине XVII век). Широко известна «Рождественская оратория» Иоганна Себастьяна Баха, церковные кантаты которой исполнялись в течение всех святок (1734). В XX веке можно отметить органный цикл Оливье Мессиана «Рождество Господне» (1935), включающий 9 пьес на традиционные рождественские сюжеты («Богоматерь и Дитя», «Пастухи», «Ангелы», «Волхвы»). В числе отечественных композиторов необходимо упомянуть П.И. Чайковского, Николая Андреевича Римского-Корсакова, автора оперы «Ночь перед Рождеством» (1895). Выдающимся продолжателем традиции рождественской оратории является Митрополит Илларион (Алфеев).
Существует особый жанр святочного, или рождественского рассказа со светлым и радостным финалом, в котором добро неизменно торжествует. Основоположником этого жанра считают Чарльза Диккенса, чьи «Рождественские повести» являются своего рода гимном Рождеству. Ярким образцом жанра принято считать произведения Г.-Х. Андерсена «Девочка со спичками», «Ель», «Рождественский фонарь», «Снежная королева», сказку Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». По материалам этой сказки П.И. Чайковский написал балет «Щелкунчик».
В жанре рождественского рассказа написаны произведения Ф.М. Достоевского («Мальчик у Христа на ёлке»), цикл святочных рассказов Н.С. Лескова, рождественские рассказы А.П. Чехова («Мальчики», «Ванька»), рассказы А.И. Куприна («Чудесный доктор», «Тапёр», «Бедный принц»). В советский период традиция святочного рассказа, была утрачена, а его место заняли новогодние истории (А. Гайдар «Чук и Гек», М. Зощенко «Ёлка» и др.). Практически, все наши отечественные поэты, непосредственно или косвенно, но откликались в своем творчестве на Благую весть христианства, Рождество Иисуса Христа: А. Фет, А. Блок, М. Волошин, И. Бунин, А. Ахматова, Б. Пастернак, И. Бродский и многие другие.
«…И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали всё пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Всё будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все ёлки на свете, все сны детворы…» (Б. Пастернак)
Презентация книжно-иллюстративной выставки «Мистерия Рождества» совпала с европейским праздником Рождества, который мы и предлагаем вспомнить.
В программе презентации:
– слайд-презентация «Мистерия Рождества»;
– презентация частной коллекции фигурок ангелов и слайд-презентация «Девять чинов ангелов»;
– фрагменты из фильмов; видеооткрытки;
– стихи русских поэтов;
– попурри на тему рождества и Новогодних праздников (аккордеон).
На память каждый присутствующий получит вырезанную из бумаги фигурку ангела.