Концептуальная книжно-иллюстрированная выставка из цикла «Антропология без берегов»
XXII Зимним Олимпийским играм в Сочи посвящается
( 7–28 февраля 2014)
О музах, спорте и любви
5 февраля 2014 г. в 13:30
Читальный зал академии
Адрес: ул. Республики, 19 (ауд. 109)
«…Бог дал людям две способности: музыку и гимнастику, для темперамента и для приверженности мудрости», – писал еще древнегреческий философ Платон.
Первая известная общегреческая Олимпиада проходила в 776 г. до нашей эры. Дни олимпийских торжеств – дни прекращения междоусобных войн и всеобщего мира, которые облегчали переговоры между городами Греции, которая являла собой множество разрозненных, враждующих государств. Каждые Олимпийские игры превращались в праздник для народа, конкурс для скульпторов и поэтов, своего рода конгресс для правителей и философов. Олимпиады возвеличивали человека, т.к. отражали мировоззрение, краеугольным камнем которого были культ совершенства духа и тела, идеализация гармонично развитого человека – мыслителя и атлета.
Олимпийские игры посвящались Зевсу и носили сакральный характер: считалось, что на играх присутствуют невидимые боги и сами соревнования – это одна из форм поклонения и жертвоприношения греческим богам. Поэтому победителю игр – Олимпионику – соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги, в их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.
В 394 г. н. э. Римский император Феодосий I издал указ, запрещающий дальнейшее проведение Олимпийских игр. Император принял христианство и решил искоренить антихристианские игры, прославляющие языческих богов. И полторы тысячи лет игры не проводились. C наступлением эпохи Ренессанса, восстановившей интерес к искусству Древней Греции, вспомнили про Олимпийские игры. В начале XIX века спорт получил в Европе всеобщее признание, и возникло стремление организовать нечто подобное Олимпийским играм.
Олимпийские игры обязаны своим возрождением французскому общественному деятелю, педагогу, историку – Пьеру де Кубертену. 23 июня 1894 г. в Париже в Большом зале Сорбонны собралась комиссия по возрождению Олимпийских игр. Ее генеральным секретарем стал Пьер Де Кубертен. Затем оформился Международный Олимпийский Комитет – МОК, в который вошли наиболее авторитетные и независимые граждане разных стран.
По решению МОК игры первой Олимпиады были проведены в апреле 1896 г. в столице Греции на Панафинийском стадионе. Начиная с 1924 года, проводятся Зимние Олимпийские игры, а с 1960 года – Паралимпи́йские и́гры – международные спортивные соревнования для людей с ограниченными возможностями. С Олимпиады 1936 года в Берлине (Германия) проводится эстафета олимпийского огня.
Спорт – древняя и вечная тема в искусстве. Скульптуры дискоболов, борцов, бегунов, росписи на вазах, рельефы, украшают античные храмы Древней Греции.
Гимн красоте и гармонии олимпийского спорта, музыкальности движения, торжествующей молодости и совершенства телесности создает гениальный режиссер Лени Рифеншталь в своем документальном фильме «Олимпия» (1938). В фильме рассматривается спорт как средство формирования человеческого тела, красота которого является частью красоты природы и история олимпиады от Античности до Олимпийских игр в Берлине (1936).
Начиная с 30-х годов XXвека в новой советской стране спорт становится частью идеологического воспитания. Вспомним знаменитые сталинские парады физкультурников.
Образы спортсменов в мозаиках и панно станций московского метрополитена и спорткомплексов, фотографиях, живописные полотна выдающихся художников А. Дейнеки, Ю. Пименова, А Самохвалова, Г.Савицкого, скульптора И. Шадра создают романтический общественный идеал красивого и здорового советского человека, отражают силу его характера и нравственное величие. Могущество духа помогают ему преодолевать физические страдания и боль, являет собой пример «сверхчеловеческого» в человеке. Снималось и снимается огромное количество документальных и художественных фильмов о спорте и судьбах спортсменов: «Вратарь» (1936), «Первая перчатка» (1946), «Вертикаль» (1966), документальный «Спорт, спорт, спорт» (1970, реж. Элем Климов) и десятки других. Спортивная хроника легендарного фотографа Льва Бородулина.
«Спорт имеет одну великолепную особенность: он укладывается в разнообразнейшие рамки искусства. Как тема он неисчерпаем, ибо он драматичен и популярен… Спорт вмещает в себя все оттенки ощущения. Он лиричен, он мажорен. В нем много оптимизма. В нем начало героического» (Александр Дейнека).
Спорт сродни искусству танца, театра, Как считает польский философ Збигнев Кравчик, спорт объединяет с искусством то, что он является сферой творчества, цель которого – экспрессия и сильное переживание как «актера», так и зрителей.
Сходство спорта с театром отмечает и английский ученый Francis Keenan: «Театр – это форма искусства, которая развилась с расчетом на зрителя. Возможно, поэтому именно в сравнении с драмой спорт достигает наиболее близкого родства с искусством как процессом. На спортивных состязаниях публика ведет себя так же, как и на театральных спектаклях: она аплодирует тем из участников, кто обладает высоким мастерством, и не скрывает неодобрения по поводу плохого выступления. И в спорте, и в театре мы говорим об "игре". Сходство нашего отношения к происходящему на сцене и на спортивной арене заключается в том, что мы получаем удовольствие и радость от волнующих выступлений, в которых перед нами предстает организованная последовательность мастерски выполненных действий».
Стихи о спорте написали известные отечественные поэты А. Майков, В. Набоков, А. Барто В. Шефнер, В. Маяковский, В. Высоцкий. «Спортивный марш» Василия Лебедева-Кумача, постоянно звучал по радио и стал своеобразным гимном социальному оптимизму:Ну-ка, солнце, ярче брызни / Золотыми лучами обжигай! / Эй, товарищ! Больше жизни! / Поспевай, не задерживай, шагай! А песня в исполнении Э. Хиля «В хоккей играют настоящие мужчины, трус не играет в хоккей» воспитала целую плеяду мальчишек!
Экспозиция выставки посвящена открытию XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи (5–28 февраля 2014).
Презентация выставки:
– Спорт как медиазрелище – Н.П.Соколова
– Просмотр фрагментов фильма «Олимпия» (Германия, 1938; режиссер Лени Рифеншталь)
– «Спорт в изобразительном искусстве»: слайд-презентация – Л.В. Кайгородова
– Приглашенный гость – проректор по экономике и общим вопросам ТГАКИиСТ Вавилов Павел Валерьевич, Мастер спорта России международного класса по лыжному спорту – биатлону, участник XVIII Зимних Олимпийских игр в Нагано, чемпионатов мира 1995, 1999 гг., призер этапов Кубка мира, победитель этапов Кубка Европы, чемпион Европы, Всемирной студенческой Универсиады, неоднократный чемпион России.
Если вы интересуетесь искусством, спортом и просто «интересуетесь», Приглашаем Вас посетить наше ОТКРЫТИЕ XXIIЗИМНИХ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР!